Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 15:26

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Внеклассная работа | Регистрация | Вход

1.Разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку 
«Путешествие по стране Грамматике»
Цели: 
-Развить познавательный интерес к овладению знаниями по русскому языку;
-активизировать внеклассную работу по русскому языку в начальной школе;
-развить умение работать в команде.
 
 Ход мероприятия:
 
 Ведущий.
-Дорогие ребята. Вот и подходит к концу этот учебный год. Я уверена, что вы узнали много нового и многому научились. Как вы считаете, какой предмет самый важный?Русский язык- государственный язык РФ. Мы с вами поэтому должны грамотно говорить и писать на  русском языке. Мы собрались сегодня, чтобы вы могли проверить себя в этом направлении.
 
Ученик 1.
Щедрое народное наследство
Я люблю красивый наш язык.
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
 
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
 
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
 
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
 
Ученик 5.
 Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
С докером французским,
С другом на кубинском берегу.
 
Ученик 6.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
 
Ведущий 2.
-Сколько хороших слов сказано известными людь­ми о русском языке!
 
Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно тво­рить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких зву­ков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не на­шлось бы в нашем языке точного выражения».
 
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»
 
А знаменитый поэт К. Бальмонт написал о русском языке стихотворение.
Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.
 
Ведущий.
-Дорогие ребята, я хочу, чтобы вы с удовольствием изучали русский язык, ведь он такой интересный. Давайте совершим все вместе увлекательное путешествие по стране Грамматике. Сделать это нам помогут две команды. Одна называется Грамотеи. Другая- Знатоки. Болельщики могут тоже проверить свои знания и способности. Оценивать достижения команд нам поможет компетентное жюри. Путь наш по стране Грамматике будет нелёгок. Та команда, которая с честью преодолеет все препятствия,и станет победителем . Итак в путь!
 
I. Представление команд.
Команда 1.
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
 
Команда 2.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
 
Команда 1.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
 
Команда 2.
И, соревнуясь, с вами
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
 
1препятствие.
-Знаменитый русский писатель так сказал о русском языке: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка яв­ляется не праздным занятием от нечего делать, а насущной не­обходимостью».А.И. Куприн
 
-Ваша задача выбрать  из набора букв те, которые не повторяются.
-Молодцы! С этим заданием вы справились.
 
-От самых маленьких единиц, с которых мы начинаем изучение русского языка - букв, мы переходим к более крупным – словам.
 
Стихотворение А .Шибаева «Слова, слова, слова…»
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое -незнакомо...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море - море слов –
Купаться ежечасно!
 
2 препятствие
-Какая команда составит больше слов , а именно нарицательных имён существительных , из букв слова «грамматика». За каждое слово очко.
 
3 препятствие-анаграммы.
Каждой команде предлагается по 6 слов , из которых надо получить новые слова поменяв местами буквы.
-Продолжаем работать со словами. Послушайте стихотворение .
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
 Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо –
Не скудела в наши дни.
 
Следующее задание поможет вам проверить свой словарный запас.
4 препятствие-словострой.
-Придумайте слова на данные буквы. За каждое слово –очко.
 
5 препятствие- закономерности.
-Составьте новое слово из слогов стоящих рядом слов.
 
Ведущий.
-Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый бога­тый в мире. Одной из его ценно­стей является огромное количе­ство пословиц и поговорок, ко­торые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются ус­тным народным творчеством. В них выражена народная муд­рость, и употребление их в ва­шей речи поможет сделать ее бо­лее яркой, самобытной, интерес­ной. Сейчас я хочу предложить вам продолжить пословицы.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
 
-Следующее задание для команд: составьте предложение или рассказ, в котором все слова начинаются с одной буквы . Знатоки с буквы «к». Грамотеи с буквы «м». Сколько слов вы используете, столько очков получите. А болельщики поработают над пословицами.
Послушаем стихотворение «Части речи» 
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьет-глагол,
Числительное -семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем Части речи!
 
7 препятствие.
-Здесь как раз идёт разговор о частях речи .Вам надо будет подобрать одно прилагательное, которое по смыслу подходит сразу к двум существительным.
 
-И, наконец, последнее 8 препятствие на вашем пути. Прочтите слова Сумарокова. Вы должны исправить ошибки в тексте. За каждую найденную ошибку очко.
 
-Пока жюри подводит итоги, предлагаем вашему вниманию лингвистическую шутку .Лингвистическая шутка «Несуразные вещи»
-Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот несу мела...
- Что не сумела?
- Отстань.
-Да ведь ты говоришь: «Не сумела!» Что не сумела-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Я ска­зала: «Ему же надо будет». Пона­добится, значит.
-Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
-Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеле­ные?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
-Что-о?!
- Ну, ты же сама сказала: «На­шлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понима­ешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Поняла? Зеленая та­кая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Та­марка нарисована, да? Так бы и говорила!
-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не мо­жешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
 -А ну тебя...
-Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Подведение итогов. Объявление результатов.
 
- Дорогие ребята. Вы большие молодцы! Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства русского языка. Больше читайте! Это обогатит ваш словарный запас. Не забывайте народную мудрость: Кто много читает, тот много знает.
Учите русский - 
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.

 2.Мероприятие, посвященное 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина.(Конкурс чтецов) Скачать здесь. Презентация.

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0