Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 16:46

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Задания для 9-10 кл. 2012г | Регистрация | Вход

9 класс

Русский язык (2012 год)

1. Лексикология:

1.Назовите слова, которые стали употребляться в современном русском языке вместо устаревших: седмица, вертоград, купина, вретище, капище, вития, вериги, ветрило, куртина, диамант?

2. Переведите на современный литературный язык древнерусские слова из памятников письменности: зод, зегзица, веверица, вежа, мовня, мытник.

3. Укажите, какие слова, вошедшие в современный русский язык, были придуманы: а)англичанином Джонатаном Свифтом; б) американцем Норбертом Винером; в) чехом Карелом Чапеком?

4. Объясните, куда выплывают челны Стеньки Разина: Из-за острова на стреженьна простор речной волны выплывают расписные Стеньки Разина челны.

5. Докажите, какого рода первоначально было в русском языке слово гардероб.

2. Фразеология:

1. Приведите фразеологизмы, в которых употребляются слова: типун, тютелька, сапа, стоеросовый.

2. Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались слова: угробить, пустопорожний, взбелениться.

3. Объясните, что означает выделенное слово в строке из поэмы Б.Пастернака: «Мне тридцать восемь лет. Я сед. Не обернешься, глядь – кондрашка.»? В составе какого фразеологизма оно употребляется?

4. Укажите лексическое значение выделенного слова: - Лжешь ты всё! – завопил Раскольников, уже не сдерживаясь, - лжешь, полишинель проклятый! - В составе какого фразеологизма оно употребляется?

5. Существует фразеологизм повесить нос. Приведите фразеологизм (музыканты, подскажите!), который указывает, куда именно вешать нос.

 

3. Пословицы и поговорки:

1. Закончите пословицы:

А) При солнышке тепло, …

Б) Не пригож лицом, да …

В) Родители трудолюбивы, …

Г) Бой красен мужеством, а …

Д) Говорит день до вечера, а …

2. Начните пословицы:

А) … , а талант в труде.

Б) … , того люди чтут.

В) … , добра себе хочет.

Г)… , а от худого удались.

Д) … , такие плоды.

3. Восстановите пословицы по имеющимся в них словам:

А) знать - спать

Б) перьями - уменьями

В) углами – пирогами

Г) без друзей – без корней

Д) встречают – провожают

4. Приведите пословицы и поговорки с именами собственными:

А) Аннушка

Б) Маша

В) Емеля

Г) Мамай

Д) Дарья

5. Решите, чем интересны данные пословицы с синтаксическойточки зрения: Соли – не пересаливай, хвали – не перехваливай. При тебе – за тебя, без тебя – на тебя.

4. Полминутки для шутки:

1. Может ли свет находиться в жидком состоянии?

2. Могут ли опыт и правда иметь неприятный вкус?

3. Есть ли ноги у газеты и книги?

4. Есть ли у земли лицо?

5. Есть ли глаза у правды?

5. Отгадай:

1. Кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

А) рыльце в пуху;

Б) есть еще порох в пороховницах;

В) двадцать два несчастья.

2. Из какого литературного источника данные фразеологизмы:

А) легкость в мыслях необыкновенная;

Б) герой не моего романа;

В) есть еще порох в пороховницах.

3. Названия каких городов заменяют эти перифразы:

А) ключ России;

Б) сердце России;

В) северная Пальмира.

4. Чьи имена заменяют эти перифразы:

А) Соловей старого времени;

Б) Солнце русской поэзии;

В) Певец печальной женской доли.

5. Из каких произведений эти строки:

А) Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.

Б) Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

В) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.


6.Синтаксис. 

Сколько раз в этих стихотворных отрывках встречается подчинительный союз что?

Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною…(А.С. Пушкин)

Известно, что слоны в диковинку у нас… (И.А. Крылов)

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку… (Б.Л. Пастернак)

Знаешь, я читала,

Что бессмертны души…(А.А.Ахматова)

7. Морфология

Какая особенность дореформенной (1917/18 г.) орфографии иллюстрируется Н.И. Гречем в одном из изданий его «Начальной русской грамматики»? Какое орфографическое явление возникло после реформы?

Я былъ вчера у самаго добраго человъка. Его самого я не засталъ дома.

9 класс

Литература

1Укажите ряд, в котором представлена правильная цепочка структурных элементов сюжета художественного произведения:

а) пролог – экспозиция – завязка – развитие действия – развязка – эпилог;

б) завязка – лирическое отступление – развитие действия – кульминация – развязка;

в) зачин – развитие действия – конфликт – концовка;

г) экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

2Определите характер стихотворного размера четверостишияпо фрагменту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»:

В песчаных степях Арвийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной.

а) хорей

б) амфибрахий

в) ямб

г) анапест

3. Укажите название тропа, суть которого заключается в переносе значения с одного явления на другое по количественному признаку (часть вместо целого, единственное вместо множественного и наоборот):

а) гипербола;

б) метафора;

в) синекдоха;

г) литота

4. Ваше мнение о конкурсе и порядке его проведения очень важно для нас!

Работая над заданиями конкурса, вы преодолевали трудности, узнавали новое. Мы предлагаем вам написать об этом в виде итоговой рефлексии. Она станет своеобразным подведением итогов.

При написании рефлексии вы можете опираться на следующие вопросы:

1. Почему я выбрал этот конкурс?

2. Что в нем было самого необычного? Банального?

3. Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?

4. Что в конкурсе было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?

5. Что в конкурсе вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?

6. Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?

                  7. Если бы я был Автором, то…

 Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в конкурсе. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось.

 

 

Задания олимпиады по русскому языку и литературе для 10-го класса 
1. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лепесток, узел, листва, шорох, платок, паутина, ремень, шалаш, мешок, роса, ковер, солнышко, опушка, болото. Объясните причину появления «беглых» гласных.
2. Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ. Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.
3. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.
4. Какие современные иностранные языки имеют собственный алфавит?
5. Какие части речи могут образовываться от местоимений?
6. Данные две строчки написаны одним и тем же размером (каким?). В чем различие их ритмической организации?
Весь мир был пуст, лишь я не спал
Не расставайтесь никогда
7. С творчеством каких русских писателей связаны следующие географические названия:
Одесса Рим Кишинев Тифлис Болдино Пятигорск Михайловское
8. Составьте словосочетания или предложения, описывающие солнце с использованием:
а) метафоры; б) сравнения; в) эпитета; г) гиперболы.
9. С какими историческими событиями связаны сюжеты следующих произведений:
«Путешествие в Арзрум», «Вновь я посетил...», «Прощай, немытая Россия...», «К морю», «Пущину».
10. Известно, что несколько десятков выражений из басен И.А. Крылова стали крылатыми. Какие из них вы помните? Укажите их значения.

11. Ваше мнение о конкурсе и порядке его проведения очень важно для нас!

Работая над заданиями конкурса, вы преодолевали трудности, узнавали новое. Мы предлагаем вам написать об этом в виде итоговой рефлексии. Она станет своеобразным подведением итогов.

 При написании рефлексии вы можете опираться на следующие вопросы:

 Почему я выбрал этот конкурс?

 Что в нем было самого необычного? Банального?

 Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?

 Что в конкурсе было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?

 Что в конкурсе вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?

Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?

 Если бы я был Автором, то…

Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в конкурсе. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось.

 

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0