Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 16:22

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Олимпиада по литературе
01.11.2013, 12:53

10 класс

(Рекомендуемое время выполнения  заданий 4 часа)

                 

Задание 1. Назовите авторов и названия произведений.

А) Вчера я приехал в <…>, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы <…>: во время грозы облака будут спускаться до моей кровати. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно,  и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый <…>синеет, как «последняя туча  рассеянной бури»; на север поднимается <…>, как мохнатая персидская шапка, закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, маленький городок, шумят целебные ключи…Весело жить в такой земле!

 

Б) Изображу ль в картине верной

Уединенный кабинет,

Где мод воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет?

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по балтическим волнам

За лес и сало возит к нам,

Все, что в Париже вкус голодный,

 Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной,-

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

 

В) Скучно на этом свете, господа!

Г) Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.

 

Д) Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все даром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет…

 

Задание 2.  Кому принадлежат эти описания луны и звёзд?

А) Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

    И звезда с звездою говорит.

Б) Открылась бездна, звезд полна;

       Звездам числа нет, бездне дна.

В) Звезда печальная, вечерняя звезда!

    Твой луч осеребрил увядшие равнины,

         И дремлющий залив, и чёрных скал вершины.           

Г) На луне туманный круг;

   Чуть блестят поляны.

  Сердце вещее дрожит;

  Робко дева говорит:

  «Что ты смолкнул, милый?»

   Ни полслова ей в ответ:

  Он глядит на лунный свет,

  Бледен и унылый.

 

Задание 3. О каких литературоведческих понятиях идет речь?

А) Способ повествования, ориентированный на воспроизведение живой, устной речи, имитация импровизационного рассказа, рождающегося на глазах у читателя.

Б) Сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.

В) Направление (течение) в литературе и искусстве ХVIII-начала ХIХ вв., отмеченное отрицанием художественных авторитетов, внутренней глубиной человеческой индивидуальности; герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах.

Г) Направление (течение) в литературе и искусстве ХIХ века, отмеченное объективным отображением существенных сторон жизни в сочетании с авторским идеалом, воспроизведением типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах, интересом к проблеме «личность и общество».

Д) Иносказательное изображение какого-либо абстрактного, отвлеченного понятия или идеи при помощи конкретного предметного образа.

 

Задание 4. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России?

А) Ясная Поляна                                                                                      

Б) Симбирск                                                                

В) Вятка                                                                

Г) Карабиха                                                            

Д) Щелыково                                                        

Е) Овстуг                                                                

Ж) Спасское-Лутовиново                                      

З) Тригорское       

 

 

Задание 5. Прочтите фрагмент произведения. Назовите автора и само произведение, выпишите имена собственные, дайте им историко-литературный комментарий.

Но ни Вергилий, ни Расин,

Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,

Ни даже дамских мод журнал

Так никогда не занимал,

То был, друзья, Мартын Задека…

 

Задание 6.  Какая пьеса А.П.Чехова безуспешно была показана в Александринском театре Петербурга, но затем спустя два года имела огромный успех при постановке во МХАТе?

 

Задание 7. В каком театре выступали знаменитые русские актеры: М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, М.В.Дальский, В.Ф.Комиссаржевская? В каком городе находился этот театр?

 

Задание 8. Назовите имя русского театрального деятеля, организатора знаменитых Русских сезонов.

 

Задание 9. Определите стилистическую фигуру, встречающуюся в каждой строке строфы:

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную. (М.Ю.Лермонтов)

 

Задание 10. Проанализируйте стихотворение И. Бунина «Первый соловей». Почему поэт называет песню соловья первой, если сам же признаёт, что мир слышал ее «тысячу раз»?

 

 

ПЕРВЫЙ СОЛОВЕЙ

 

Тает, сияет луна в облаках.

Яблони в белых кудрявых цветах.

 

Зыбь облаков и мелка и нежна.

Возле луны голубая она.

 

В холоде голых, прозрачных аллей

Пробует цокать, трещит соловей.

 

В доме, уж темном, в раскрытом окне,

Девочка косы плетет при луне.

 

Сладок и нов ей весенний рассказ,

Миру рассказанный тысячу раз.

2.Х.1916

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 1989 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
0
1 слава   [Материал]
jr

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0