Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 15:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Олимпиада по литературе
01.11.2013, 12:55

11    класс

(Рекомендуемое время выполнения заданий 4 часа)

 

Задание 1. Кому из персонажей принадлежат следующие высказывания? Укажите  авторов и названия произведений.

А) «Трогает жизнь, везде достает».

Б) «…только об одном прошу тебя: не говори красиво».

В) «Надобно же, чтобы всякому человеку куда-нибудь можно было пойти».

Г) «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно».

Д) «Дачи и дачники – это так пошло…»

   Задание 2. Определите, из каких рассказов А.П.Чехова взяты следующие цитаты.

А) «Пришли мужики, взяли его за руки и за ноги, отнесли в часовню. Там он лежал на столе с открытыми глазами, и луна ночью освещала его. Утром пришел Сергей Сергеевич, набожно помолился на распятие и закрыл своему бывшему начальнику глаза».

Б) «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

В) «Вернулись  мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая  жизнь, не запрещенная циркулярно, но не разрешенная   вполне; не стало лучше».

Г) «И казалось, что еще немного – решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

Д) «Город мало-помалу расширялся во все стороны; Цыганскую Слободку уже называли улицей, и там, где были сад «Тиволи» и лесные склады, выросли уже дома и образовался ряд переулков. Как быстро бежит время!».

Задание 3. О каком литературном деятеле России А.Герцен сказал следующие слова: «В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле обитала мощная, гладиаторская натура! Он был сильный боец!».

Задание 4. С какими направлениями (течениями) в литературе и искусстве (символизм, акмеизм, футуризм) связаны эти имена?

      Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, К.С.Малевич, В.Хлебников, В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, М.А.Врубель, А.Белый, В.В.Кандинский, А.А.Ахматова, В.В.Маяковский, А.А.Блок, А.Е.Крученых, В.Э. Борисов – Мусатов, О.Э. Мандельштам, А.Н.Скрябин, П.П.Кончаловский.

Задание 5. Литератор В.Ф.Одоевский считал три русские пьесы самыми высокими образцами драматического искусства – «Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор». Какую пьесу и какого драматурга он назвал четвертой?

Задание 6. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь?

А) … - один из тропов, разновидность метонимии, перенесении значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого  («Белеет парус одинокий» М.Лермонтов, вместо лодки – парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» - «Евгений Онегин» А.Пушкина); целое берется вместо части.

 

Б) … - вымышленная картина идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского писателя Томаса Мора (1478-1535), который, критикуя в своем произведении эксплуататорское общество, рисовал мир, где все трудятся и счастливы. Его последователи – великий итальянский гуманист Т.Кампанелла («Город солнца»), английский писатель – социалист В.Моррис («Вести из ниоткуда») и др.

 

Задание 7. Инверсия, используемая М.Цветаевой в стихотворении «Орфей», усиливает эмоциональный накал стихотворения. Укажите пример инверсии.

Кроваво – серебряный, серебро –

Кровавый след двойной лия,

Вдоль обмирающего Гебра –

Брат нежный мой, сестра моя!

 

Задание 8. В творчестве писателей XIX века нашла свое отражение тема войны 1812 года. Соотнесите автора и название стихотворения:

А) А.С.Пушкин                         1) «Певец во стане русских воинов»

Б) М.Ю.Лермонтов                   2) «Бородинское поле»

В) В.А.Жуковский                    3) «Бородино»

Г) Д.Давыдов                             4) «Воспоминания в Царском селе»

Д) Л.Н.Толстой                          5) «Война и мир»

 

 

Задание 9. Определите писателя по фрагменту критической характеристики

А) В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущеюся неповоротливостию, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостию, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостию; с его природною верностию взгляда на предметы и способностию коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род. И все это выражено в таких оригинально русских, не передаваемых ни на какой язык в мире образах и оборотах...(По В. Белинскому)

Б) Как известно, он сам называл себя "поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских". И, однако, в его балладах так же, как и в лирике, мы видим не просто переводчика, а "соперника" великих западноевропейских поэтов.(По И. Семенко)

В) Показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы; все чувства выворочены наизнанку; не осталось ни одного разумного и добросовестного отношения; во всем гнет и произвол, ложь и обман и круговое, поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает, и ни те, ни другие не понимают, для чего они гнетут, лгут и обманывают, и никто не хочет даже подумать, почему они этого не понимают. Жена-хозяйка вопреки закону и природе гнетет мужа, не будучи умнее его, и ворочает всем, т. е. все переворачивает вверх дном, будучи гораздо его нахальнее. Она одна в доме лицо, все прочие-- безличные местоимения...(по В. Ключевскому)

Г) В "царство молчания", в неподвижную среду догматического мировоззрения, воплощенной традиции, окаменелого прошлого, огненной молнией врезалась свободная речь. В безмолвной среде раздалась живая речь - и все испуганно оглянулись. Самый факт, что кто-то заговорил, что кто-то осмелился гласно объявить пять-шесть мыслей здравых, - самый факт уже предосудителен, и он предрешает содержание речи. Ясно, что она будет протестующей, критической; ясно, что это будет вызов крепостному строю жизни, тем людям, которые отторгают детей от матерей и отцов. Ведь если удовлетворяться этим строем, если чувствовать себя хорошо, то нет нужды говорить: тогда - мы уже видели - лучше молчать...(По Ю. Айхенвальду)

Задание 10. Творческое задание.

Выберите одно из предложенных ниже заданий. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь (по необходимости) на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

1.      Есть ли в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ответ на поставленный в заглавии вопрос?

2.      Почему активный и целеустремленный Штольц дружит с апатичным Обломовым?

3.      Почему все плывущие на корабле «Атлантида» (и праздные богачи, и измученные матросы) обречены на гибель? (По рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»)

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 1720 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0