Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Суббота, 15.05.2021, 13:10

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Олимпиада по литературе 9 класс
01.11.2013, 12:52

9 класс

(Рекомендуемое время выполнения  заданий 3 часа)

 

Задание 1. Какому герою русской литературы посвящены эти строки из статей В.Г.Белинского:

А). «У него много смешных и ложных понятий, но они все выходят из благородного начала, из бьющего горючим ключом источника жизни. Его остроумие вытекает из благородного и энергетического негодования против того, что он, справедливо или ошибочно, почитает дурным и унижающим человеческое достоинство…»

Б). «В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучают, а он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою».

В). «Он франт и щеголь, потому что дурак и столичный житель: глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни. Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины денежки, чтобы наполнить свою пустоту, занять свою праздность и удовлетворить мелкому тщеславию…»

Задание 2. Назовите авторов и произведения, которым предшествуют эпиграфы:

А). «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю»

Б). Ваня  (в кучерском армяке):

                         Папаша! Кто строил эту дорогу?

                         Папаша (в пальто на красной подкладке):

                         Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! 

В). «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»        

Г). «Береги честь смолоду»    

Задание 3. Ведущим мотивом в русском героическом эпосе является мотив поединка, вспомните содержание русских былин и сказок и определите, кто из героев и с кем сражается в данном месте.

А) Иван, крестьянский сын со Змеем                           1.  У реки Смородина

Б) Илья Муромец с Соловьем - разбойником              2.  У Пучай - реки   

В) Добрыня Никитич со Змеем                                     3.  На Калиновом мосту  

 

 

 Задание 4. Кто из русских писателей ввел «теорию трех штилей»?

А) Г.Р. Державин; Б) М.В. Ломоносов; В) Д.И. Фонвизин.

 

Задание 5. Кого из названных писателей считают ярким представителем романтизма в русской литературе?

А) А. Н. Радищев; Б) Д. И. Фонвизин; В) В. А. Жуковский.

 

Задание 6. Перечислите не менее 5 кинофильмов, снятых  по сюжетам произведений А.С.Пушкина.

 

Задание 7. О каких литературоведческих понятиях (терминах) идет речь?

А) один из тропов художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя;

Б) относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением или его частью и кратко выражающий идейный смысл, основное содержание;

В) один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания героя;

Г) художественный прием намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.

 

Задание 8 . С именами каких писателей и поэтов связаны следующие литературные места:

А) Холмогоры

Б) Полтавщина

В) Ясная Поляна

Г) Нижний Новгород

Д) Таганрог

Е) Ярославль

Ж) Тарханы

 

 

 

 Задание 9. Соотнесите  героя и произведение (написать пары)

А)  Цыфиркин                                               1) «Мертвые души»

Б)  Лука Лукич Хлопов                                2) «Горе от ума»

В)  Василиса Егоровна  Миронова             3) «Слово о полку Игореве»

Г) Антон Антонович Загорецкий                4) «Герой нашего времени»

Д) Святослав                                                  5) «Недоросль»

Е) Доктор Вернер                                          6) «Ревизор»

Ж) Манилов                                                   7) «Капитанская дочка»

 

Задание 10. Проанализируйте стихотворение Вероники Тушновой (это должен быть связный текст, составленный на основе предложенных вопросов).  

 

Вот говорят: Россия…

Реченьки да берёзки…

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жёсткие.

Руки от стирки сморщенные,

слезами горькими смоченные,

качавшие, пеленавшие,

на победу благословлявшие.

Вижу пальцы твои сведённые, -

все заботы твои счастливые,

все труды твои обыденные,

все потери неисчислимые…

Отдохнуть бы, да нет привычки

на коленях лежать им праздно…

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь – синие, хочешь – красные?

Не говори «не надо», -

мол, на что красота старухе?

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!

 

1.      Какова тема стихотворения?

2.      Какой стилистический прием использует автор для того, чтобы обозначить тему произведения?

3.      Является ли тема стихотворения высокой? Автор решает её классически?

4.      Какими приемами В.Тушнова вводит центральный ключевой образ стихотворения?

5.      На основе какого поэтического выражения родился этот образ?

6.      Почему центральной деталью образа стали руки? Какая смысловая задача решается автором с помощью этой детали?

7.      Какими художественно-выразительными и языковыми средствами подчеркиваются в ключевом образе земные, реалистичные черты и черты нравственно-философские?

8.      Какова авторская позиция?

9.      Найдите в стихотворении строки, которыми эмоционально ярко и ёмко выражена идея произведения.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 2077 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0