Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 15:32

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Олимпиада по литературе 9 класс 2012
20.10.2012, 22:01

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

                                                                       9 класс.

Общее время выполнения работы- 90 минут

Задание состоит из 5 пунктов. Максимальная суммарная оценка 50 баллов. Из них 10 баллов могут быть получены за задание 1,которое включает в себя знание текстов художественных произведений и их авторов,11 - за задание 2(знание теории литературы),15-за задание 3,предполагающее анализ поэтического текста,11 - за задание 4(культурная компетенция),3 -за задание 5(историко-литературные знания).

1.Знание текста.

Определите авторов и название произведений.(1 балл- за правильно указанного автора,1 балл- за правильно указанное название; всего 10 баллов)

1.До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному Богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили…Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены,  он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукой.

2.По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал ,не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость.  Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и ,в знак сожаления и утешения, улыбалась мне

3.Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей,

 Чтобы радостью нежданной

У бойца согрелась грудь,

Как от той гармошки драной,

Что случится где-нибудь

4.Итак ,лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З.,на левом берегу Рейна.   Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми- и со мною грешным,- сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту.

5. И как его, палил меня

Огонь безжалостного дня.

Напрасно прятал я в траву

Мою усталую главу:

Иссохший лист ее венцом

Терновым  над моим челом

Свивался, и в лицо огнем

Сама земля дышала мне

2.Знание теории литературы.

2.1Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да»(если утверждение верно) или «нет»(если утверждение неверно).(За каждый верный ответ -1 балл;всего8 баллов)

А)Былина- это древнее сказание о реальных исторических событиях.

Б)Для басни характерна аллегория.

В) Характерным художественным приемом былины является антитеза.

Г) Элегией называют любое лирическое стихотворение о любви.

Д) Трехсложные размеры называют так, потому что они более сложны для чтения, чем двусложные.

Е) Трагедия-это вид драматического искусства.

Ж) Комедия-это вид драматического искусства

З) Завязка, кульминация ,развязка-это элементы сюжета.

2.2.Определите жанр произведений древнерусской литературы. (За каждый верный ответ -1 балл; всего 3 балла)

1. «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»

2.  «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».

3. Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…

3.Анализ текста (Всего 15 баллов)

                 М.Лермонтов

Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

 Сердце запрыгает.

 

Встречу ль глаза твои

Лазурно-глубокие,

Душа им навстречу…

Из груди просится.

 

И как-то весело,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Тебе я кинулся.

                       1836

4.Культурная компетенция.

 С  какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия.(Всего 11 баллов)

 

  1. В.А.Жуковский.                             1. Тарханы.
  2. А.С.Пушкин.                                  2. Спасское – Лутовиново.
  3. Н.А.Некрасов.                                3. Ясная Поляна.
  4. А.А.Блок.                                        4. Таганрог.
  5. Н.В.Гоголь.                                     5. Константиново.
  6. М.Е.Салтыков- Щедрин.               6. Белев.
  7. М.Ю.Лермонтов.                            7. Михайловское.
  8. И.С.Тургенев.                                 8. Грешнево.
  9. Л.Н.Толстой.                                   9. Шахматово.
  10. А.П.Чехов.                                      10. Васильевка. 
  11. С.А.Есенин.                                    11. Спас – Угол.

5. Историко-литературные знания.

  Эти строки А.С. Пушкина посвящены  трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов)(Всего 3 балла)

А .Сатирик и поэт любовный,

Наш Аристипп и Асмодей

Писатель нежный, тонкий, острый.

Б.Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской

Он в Риме был бы Брут,в Афинах Периклес,

А здесь он офицер гусарский.

В.Тебе певцу ,тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном ,в огне

Скакать на бешеном коне…

Варианты ответов:

Александр I, П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 3841 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0