Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Суббота, 15.05.2021, 14:20

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

олимпиада по русскому языку
01.11.2013, 15:24

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

Русский язык

9  класс

(Рекомендуемое  время выполнения заданий 3 часа)

 

Задание 1.

Учитель предложил детям привести примеры слов, в которых рядом оказались бы два гласных звука. Один из участников так выполнил задание:

 

пауза, приехать, какао, оазис, сияя, поэт, сильнее, аукать, маяк, зоопарк. 

 

1) Правильно ли выполнено задание? Поясните свой ответ.

2) Есть ли в русском языке слова, где рядом стоят два, три, четыре, пять согласных? Приведите по одному примеру на каждый случай.

    

Задание 2.

В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое?

 

Задание 3.

В «Записках замоскворецкого жителя» А.Н.Островского есть строки:

«Милостивые  государи  и  государыни!  Спешу  поделиться  с  вами   моим открытием. 1847 года, апреля 1 дня, я нашел рукопись. Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробности  неизвестную и никем еще из путешественников не описанную. До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ея, то есть образ  жизни  их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было  покрыто  мраком неизвестности.

 Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по  ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье.  Впрочем, о  производстве  этого  слова  ученые  еще  спорят.   Некоторые   производят Замоскворечье от скворца; они  основывают  свое  производство  на  известной привязанности  обитателей  предместий  к  этой  птице.  Привязанность   эта выражается тем, что для скворцов  делают  особого  рода  гнезда,  называемые скворечниками. Их вот как делают: сколотят из досок ящичек, совсем закрытый, только с дырочкой такой величины, чтобы могла пролезть в  нее  птица,  потом привяжут к шесту  и  поставят  в  саду  либо  в  огороде.  Которое  из  этих словопроизводств справедливее, утвердительно сказать не могу.  Полагаю  так, что скворечник и Москва-река равно могли послужить  поводом  к  наименованию этой страны Замоскворечьем, и принимать что-нибудь одно -  значит  впасть  в односторонность.

 

Действительно ли «принимать что-то одно» – значит «впасть в односторонность»? Объясните свою точку зрения, привлекая словообразовательный анализ.

 

Задание 4.

 В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Приведите не менее 5  примеров. Каков смысл каждой из них?

 

Задание 5.

Прочитайте предложения, исправьте  ошибки. Поясните характер ошибки.

 

1)  Ирина Понаровская займется рекламой чулков…

Источник: МК, «Заголовок» 14.03.10г.

2) Не случайно оказались в этом регионе сразу  двое сенаторов.  Источник: КП, «Надо помнить» 15.08.11г.

3) Показывая в нескольких словах о том, как это происходило. 

4) Саша пьет утром свой какао…

Источник: «Первый канал», «Пусть говорят» 15.12.10г.

5)  Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю.

Ответ запишите в таблицу.

Вариант с ошибкой

Исправленный вариант

Пояснение характера ошибки

 

 

 

 

 

Задание 6.

 

Прочитайте предложения:

Горячее в термосе, у неё специальный термос с широким горлом, для первого и второго. [Токарева Виктория. Своя правда // «Новый Мир», № 9, 2002]

И на третье опять же шашлычок, ― простонал Юрка. [Василий Аксенов. Звездный билет // «Юность», № 6,7, 1961]

 

Найдите слова, образованные неморфологическим способом.

Как называется такой способ словообразования?

Приведите для примера не менее 4 слов, входящих в ту же тематическую группу и аналогичных по способу образования.

 

Задание 7.

Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Полна коробочка.

2) Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.

3) Эта вещь устроена очень просто.

4) Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

5) Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

6) Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

 

Задание 8.

Объясните, как синтаксически и семантически (с точки зрения значения)  различаются фразы:

Фишер есть Фишер.

Фишер – это Фишер.

Примечание: Фишер Роберт Джеймс - один из самых ярких и выдающихся шахматистов своего времени, многократный  чемпион мира по шахматам.

 

Задание 9.

О ком из отечественных лингвистов идет речь?

Годы жизни: 1900-1964. Уроженец города Кувшинова Тверской области. Выдающийся языковед, лексикограф. Один из основоположников и теоретиков научной нормализации языка, автор трудов по культуре речи. Составитель первого однотомного «Толкового словаря русского языка» (1949), неоднократно большими тиражами переиздававшегося в нашей стране и за рубежом. В ХХ1 века этот словарь называют главной книгой России, кладезем русской речи. Принимал деятельное участие в разработке свода «Правил русской орфографии и пунктуации» (1959).

 

Задание 10.

Дайте толкование неспециальным значениям, которые появились у компьютерных сочетаний и стали употребительны в качестве идиом (идиома - "особенное, своеобразное выражение")  в разговорной речи:

включи компьютер

диск отформатировать

по умолчанию

Ты что, картриджа объелся?!

файлы не сошлись.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 1795 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0