Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 16:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Олимпиада по русскому языку
01.11.2013, 15:26

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

Русский язык

10 класс

(Рекомендуемое  время выполнения заданий 4 часа)

 

Задание 1.

Лингвисты утверждают, что  разноместность и подвижность русского ударе­ния  создают  трудности при его усвоении, но зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов и да­же функционально-стилистическую закреплён­ность (принадлежность к определенному стилю и определенной сфере речи) акцентных вариантов.

Приведите 4  пары  слов, которые демонстрируют две названные функции подвижного ударения.

 

Задание 2.

Как можно определить, пользуясь материалом современного русского языка, в корнях каких слов прежде писалась буква Ѣ? Приведите примеры.

 

Задание 3.

У А.С.Пушкина в «Борисе Годунове» есть строки:

Еще одно последнее сказанье —

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду —

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу...

 

Что от чего должен отряхнуть монах прежде, чем приступить к переписыванию правдивых сказаний? Какое архаическое явление в области грамматики можно наблюдать сегодня в строках поэта?

 

Задание 4.

1. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

2. Попытайтесь таким же образом передать следующую русскую пословицу:

Собака лает, ветер носит.

 

Задание 5.

Прочитайте диалог из книги  К.И. Чуковского «От двух до пяти»:

 

– Лампа уже зажгитá.
– Зачем ты говоришь «зажгитá»? Надо говорить: «зажгинá»!
– Ну вот, «зажгинá»! Зажгёна!

Какую проблему суффиксального образования в русском языке отражает этот диалог?

 

 

 

Задание 6.

Являются ли слова «больной» и «больная» формами одного слова или это разные слова? Объясните свой ответ.

 

Задание 7

Укажите как можно больше общих признаков  для слов брюки и брюква.

 

Задание 8.

Расставьте знаки препинания и объясните синтаксическое строение данного предложения: Я вернусь в этот город когда исчезнет боль воспоминаний и ничто не напомнит мне о трагических днях юности.


Задание 9.

М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако следы этого слова сохранились  в современном русском языке. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному современному типу склонения существительных. Какому?  Какие формы утраченного слова сохранились? Каково значение этих форм?

 

Задание 10.

Прочитайте слова Д.С. Лихачёва о языке из книги «Земля родная».

«Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Думает! Это надо понять досконально, во всей многогранности

 и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь

 человека проходит через родной ему язык.»

   

 Поясните мысль учёного в своём рассуждении о родном языке.

Напишите несколько предложений (1-2 абзаца) в развитие основного тезиса.

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 2130 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0