Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 15:46

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Олимпиада по русскому языку
01.11.2013, 15:28

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

Русский язык

11 класс 

(Рекомендуемое  время выполнения заданий 4 часа)

 

Задание 1.

Чему соответствует фонетическая транскрипция:

[ушн’э′бъóс’иэн’йудышáлъ]? Вспомните и затранскрибируйте следующую за приведенной выше строчку  А. С.  Пушкина.

 

Задание 2.

В 1809 г. журнал «Цветник» опубликовал подробную статью Д. Языкова «Замечания о некоторых русских буквах», где автор, излагая историю создания славянского алфавита, замечает: «Буква ___________, потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».

<...>

Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечных букв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но,  кроме нашего,  ни в котором нет особенного для него знака...». 

Вставьте пропущенные названия букв.

 

 

Задание 3

В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее за то, что англичане нарушают правила торговли между странами:

«Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ о государскихъ головахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъ своихъ торговыхъ прибытковъ. А ты пребываешь въ своемъ девическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужъ такъ, и мы тѣ дѣла отставимъ на сторону.»

 

Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя её  пошлой девицей? Докажите свою точку зрения.

 

Задание 4.

Закончите строки, взятые из статьи Ю.М.Лотмана «Культура и взрыв»:

Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе, голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалог завершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая об этом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли ворон подставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себя побежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физически уничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных и человека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».

 

Вспомните еще 6 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы.

 

 

Задание 5.

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

2. От фонда красных партизанов до наших дней.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

4. Служа закону – служим народу.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ответ оформите в виде таблицы.

 

Предложение с ошибкой

Правильный вариант

Комментарий

 

 

 

 

Задание 6.

В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой  - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ.

(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h – такой же звук, как согласный в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы],  č - звук, похожий на русский [ч]; šзвук, похожий на русский звук [ш])

 

Слова чешского языка

Значения этих слов

helm, bludař, došly, drobotina, hlahol, holinka, horky, hubička, chytačka, dráha

 

звон, трамвай, ловушка, детвора (мелюзга), горячий, еретик, поцелуй, голенище, поступивший, каска

 

 

Задание 7.

Определите количество и  типы придаточных предложений.

 

В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, — был незапертый книжный шкап, и в нем толстые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В.Набоков)

 

Задание 8

В  букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот орфографический знак называли единитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня? Каковы его функции? 

.

Задание 9

 

Существует анекдот:

Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.

Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможно появление этого анекдота?

В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления?

Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористический эффект.

Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 1074 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0