Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 15:47

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Ответы к заданиям
01.11.2013, 15:37

Ключи к олимпиадным заданиям

10 класс

Задание 1.

1.мУка мукА, трУсит трусИт, погрУженный на платформу погружённый в воду, лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых

Оценка: за каждую пару по 0,5 балла, всего 2 балла.

 

Задание 2.

Звук, обозначаемый буквой «ять»,  как исконно долгий радикально не изменялся: он не переходил в Ё как Е, не выпадал, не сокращался до Ь; вообще Ѣ редко чередовался с другими гласными.

Чтобы правильно написать, например, корень слова со-зерц-ать (с Е, а не с Ѣ) - нужно видеть, что оно однокоренное с зерк-ало, в-зир-ать, зор-кий (гласный чередуется) или, например,  еще, зр-ение, зр-имый (гласный  выпадает).

Этому правилу подчиняются около 80 корней, где по правилам дореволюционной орфографии следовало писать Ѣ. Еще около  20 корней, в которых старая орфография пишет «ять», но в которых гласный ['э] существенно изменяется, - представляют исключения, вызванные или действием аналогии (звѣзда-звѣзды, сейчас произносится зв['о]зды, ср.: село-сёла), или чередованием и изменением гласных в еще более древнем строе русского языка (ср. например: порѣзать-поразить, лѣпить-липнуть).

Оценка: до 7 баллов в зависимости от полноты ответа и наличия примеров, всего  7 баллов.

 

Задание 3

И, пыль веков от хартий отряхнув,

С летописей (хартий) следует стряхнуть пыль или отряхнуть летописи (хартии) от пыли. (1 балл)

Наблюдаем архаичное (устаревшее) управление (1 балл)  отряхнуть от чего-то что-то. (1 балл). Сегодня следовало бы сказать отряхнуть летописи (хартии) от пыли или употребить глагол стряхнуть с предлогом с: стряхнуть пыль с летописей. (1 балл).

Оценка: всего 4 балла.

 

Задание 4.

1.Что написано пером, то не вырубишь топором. (1 балл)

2.Например:

Информация, высказываемая в какой угодно форме, многократно тиражируется и распространяется повсюду. (2 балла)

Оценка: 3 балла.

 

 Задание 5.

 

В русском языке для образования полных причастий, а затем и кратких могут употребляться оба суффикса: -т- или -н- (разбит, взят, но сломан, виден), чем и вызвано разнообразие форм, образованных малышами.

Оценка: 1 балл.

 

 Задание 6.

«Больной» и «больная» -  формы одного слова, если речь идет о прилагательных, но два разных слова, если речь идет о существительных. (2 балла)

У прилагательных род – категория словоизменительная, а у существительных – словообразовательная (2 балла).

Производные слова (в нашем случае существительные) по своей семантической структуре являются суммой семантики производящего и некоего «приращения». В существительном «больной» по отношению к прилагательному «больной», которое несет только признак, добавилось приращение ‘носитель’. В существительном «больная» - приращение «носительница». (2 балла)

Оценка:  6 баллов.

 

Задание 7.

1.С точки зрения семантики:

- обозначают предмет.

2.С точки зрения грамматики:

- относятся к классу существительных,

- являются нарицательными,

- неодушевленными,

- склоняются,

- при склонении сохраняют ударение на основе.

3. С точки зрения словообразования и морфемной структуры:

- являются непроизводными, имеют нечленимые основы,

- морфемный состав – корень и окончание.

4. С точки зрения стилистической окрашенности:

- нейтральны.

5. По происхождению:

- заимствованные слова (из голландского языка или немецких диалектов),

- русифицировались (приобрели признаки русских слов соответствующей лексической группы: брюква – тыква, свекла; брюки – штаны, трусы).

6. С формальной точки зрения:

- имеют фонетическое  сходство,

- имеют графическое сходство,

- делятся на два слога, первый из которых ударный.

Оценка: за каждый признак по 0,5 балла – 7 баллов. До 2 баллов за выделение точек зрения, всего 9 баллов.

 

Задание 8.

Существует два варианта расстановки знаков препинания в этом предложении. (1 балл)

Первый: если это сложноподчиненное предложение с двумя однородными придаточными и во втором  предложении когда опущено как повторяющееся, то ставится только одна запятая – перед «когда»: Я вернусь в этот город, когда исчезнет боль воспоминаний и (когда) ничто не напомнит мне о трагических днях юности. (до 2 баллов)

Второй: если данное предложение рассматривать как предложение смешанного типа (с сочинением и подчинением), то придаточное времени – когда исчезнет боль воспоминаний – находится на стыке двух простых предложений в составе сложносочиненного и поэтому обособляется с двух сторон: Я вернусь в этот город, когда исчезнет боль воспоминаний, и ничто не напомнит мне о трагических днях юности. (до 2 баллов)

Оценка:  5 баллов.

 

Задание 9.

Это разносклоняемые (1балл) существительные  типа имя – имена (1балл).

Осталась парадигма множественного числа: письмена,  письменам и т.д. (до 2 баллов).

Письмена – древние буквы.(1балл).

Оценка:  всего 5 баллов.

 

Задание 10.

1. Учащийся  привёл рассуждение на теоретическом уровне, фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет – до 2 баллов.

 2. Работа  характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста – до 2 баллов.

3. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) нет – до 2 баллов.

Оценка:  всего 6 баллов.

 

Максимальное количество 46 баллов.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 1065 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0