Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 15:11

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку 10 класс
17.03.2013, 21:53

10 КЛАСС

ОТВЕТЫ

Задание 1.

  1. Голь на выдумку хитра.
  2. Дураку закон не писан.

По 2 балла. Всего 4.

Задание 2.

Необходимо найти общее у этих слов. Эти слова объединяет то, что они существуют и в вариантах женского рода (манжета, компонента и пр.). Следовательно, продолжить можно словами типа перифраз (перифраза), формант (форманта) и подобными.

За объяснение 5 баллов, за каждый пример по 2 балла. Максимум 15 баллов.

 Задание 3.

Оба примера ритмически организованы (соответствуют определенным стихотворным размерам) Именно требования ритма приводят в обоих контекстах к неправомерному сдвигу словесного ударения (в рЕке, пИнгвин).

За правильный ответ 10 баллов.

 Задание 4.

                В примере речь идет о грамматической категории одушевленности.

                В данном контексте одинаково возможны   формы микробов и микробы, но форма микробов соответствует одушевленному предмету, а микробы «демонстрируют» неодушевленность. Авторы ролика намеренно избирают такую форму, чтобы у адресата не возникло подсознательного чувства, что данное средство служит для убийства живых существ, т.е. представляет опасность. Аналогично ведет себя слово бактерии и некотрые другие.

 8 баллов за правильный ответ

 Задание 5. Данные слова можно разделить на несколько групп. Первая группа в составе своего лексического значения имеет сему «инструмент» (молоток, игла, ножницы). Вторая группа не имеет явно выраженного лексического значения «инструмент», но, как и слова из первой группы сочетается с глаголами действия в творительном падеже без предлога (Тв. инструментальный): забивать молотком, шить иглой, добиваться упорством, гладить утюгом. Т.о., с точки зрения грамматики упорство, ключ, карандаш – это инструменты, а очки, микроскоп, велосипед, дача – нет.

За объяснение 10 баллов, без объяснения -2 балла.

 Задание 6. Младенец, трава, сарафан, карандаш, волк, молодой, кавардак, вуаль, джинсы, флаг, кювет, ипподром, бюллетень, кавардак, арбуз, ворота, полотенце, каракуль, аист, антимонопольный.

Русские: трава, волк, молодой, полотенце, ворота- исконные

Заимствования : младенец (неполногласие – ст.славян.), сарафан, карандаш, кавардак (тюрк. – сингармонизм), арбуз – начальная а, аист – начальная а, вуаль - зияние гласных , каракуль – тюрк., ипподром, бюллетень – удвоенные согл., флаг – наличие ф, кювет, джинсы – несвойственные русскому сочетания звуков, антимонопольный – иноязычная приставка.

По 0,5 балла за правильную характеристику слова. Максимум 10 баллов.

 Задание 7.

1.       о красном вечере  - метонимия, красный закат вечером

 задумалась дорога -  метафора (олицетворение),

      Кусты рябин туманней – метафора по внешнему виду

      Изба-старуха челюстью порога жует - метафора (олицетворение)

      пахучий мякиш тишины – метафора, перенос по ассоциации

 

2.   золотистым пламенем - языковая (стертая) метафора

      Из телесного (воска) метафора, перенос по внешнему сходству (цвет),

      И луны часы   - метафора

       Часы прохрипят – метафора (олицетворение)

                          С.Есенин

3.   Пусть ветер… занянчив – метафора развернутая

      Пугает ее пред сном.

      Порядок творенья обманчив,

      Как сказка с хорошим концом. Сравнительный оборот

 

4.   белые мухи -фразеологизм

      лес лопоухий

      Шутом маскарадным одет – метафора (олицетворение)

                               Б.Пастернак

По 1 баллу за все найденные фигуры и тропы.

Максимум 10 баллов.

Задание 8.

Это палиндромы, которые одинаково читаются и справа налево, и слева направо.

За квалификацию 5 баллов, за каждый приведенный пример 3 балла, максимум 14 баллов.

 

Задание 9. Каждый звук нужно затранскрибировать, получится ноль, рай, куль.

Правильный ответ 3 балла.

Задание 10.  Лишнее слово – ученичество, так как обозначает промежуток времени, «период обучения», остальные же слова представляют собой собирательные существительные и обозначают группу людей как совокупность.

5 баллов за правильный ответ

ИТОГО – максимум 89 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 629 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0