Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 16:11

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку 10 класс
03.01.2014, 13:48

Ответы

10 класс

1. М.М. Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». Но он ошибался. Его проза гораздо больше наполнена чистейшим соком поэзии, чем иные стихи и поэмы.

Книги Пришвина, говоря его же словами, – это «бесконечная радость постоянных открытий».

В чём его тайна? В чем секрет его книг?

Секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства – в его зоркости. Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересные и значительные явления, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас вещей видит глубокое содержание земной жизни. Самый ничтожный листок осины живет своей разумной жизнью.

Я беру книгу Пришвина, открываю ее наугад и читаю: «Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли».

В этом поистине алмазном кусочке прозы все просто, точно и все полно неумирающей поэзии.

Присмотритесь к словам в отрывке, и вы согласитесь с Горьким, когда он говорил, что Пришвин обладал совершенным умением придавать путем гибкого сочетания простых слов почти физическую ощутимость всему, что он изображал.

За правильный ответ – 10 баллов: 5 баллов за отсутствие орфографических ошибок и 5 баллов за отсутствие пунктуационных ошибок; баллы выставляются по критериям оценки письменного ответа.

2. Без удержу, взапуски, дощатый, мастерски, искоса, оземь, искони, сутолока, зубчатый, мальчиковый, химера, огниво, жалюзи, торты, принудить, премировать.

 За правильный ответ – 8 баллов.

            3. В слове жёстче [жош′:ь] – 4 звука. Это слово в предложении может выступать в роли сравнительной степени имени прилагательного (от жёсткий) или наречия (от жёстко).

За правильный ответ – 6 баллов.

4. Согласный звук [ч] – двойственного образования: сначала язык своей передней частью образует смычку с нёбом, а потом эта смычка расходится и в образовавшуюся щель с шумом протекает воздух. Такие согласные называются смычно-щелевыми. Можно сказать, что мягкий [ч′] представляет собой быстрое сочетание звуков [т′] и [ш′].

Во многих языках звуки [ч] твердый или [ч′] мягкий передаются на письме именно как сочетание букв, обозначающих согласные [т′] и [ш′]. Например, по-английски Чайковский пишется как Tchaikovsky, по-немецки как Tschaikowsky.

 За правильный ответ – 4 балла.

5. Глаголы выводить из первого и выводить из второго предложений – омонимы: разные по значению слова, совпадающие по своей форме. Но если вдуматься в их значение, то их можно определить и как антонимы: выводить в первом предложении значит «делать так, чтобы нечто появлялось» а выводить во втором предложении – «делать так, чтобы нечто исчезало». В языкознании есть и специальный термин для обозначения случаев, когда формально единое слово обладает двумя противоположными значениями: это называется энантиосемией.                          За правильный ответ – 4 балла.

6. Сп-ать – спл-ю – за-сып-ать – сон – за-сн-у – у-сыпл-ять.

 За правильный ответ – 5 баллов.

7.Интерес→интерес-ова-ть→за-интересовать→заинтересова-нн-ый→

заинтересованн-ость (4 степени производности).               За правильный ответ – 3 балла.

8. Слово стόит в данном контексте не связано со значением глагола стоить, оно имеет здесь значение «как только» (ср.: Как только он нахмурит брови, все замолкают). Как только – служебное слово, союз. Но считать стόит в данном употреблении союзом не позволяет то, что оно имеет две временные формы: настоящего и прошедшего времени (ср.: Стоило ему нахмурить брови…). Поэтому стόит в указанном случае – это глагол в особом (служебном) значении.

За правильный ответ – 4 балла.

9. Союзное слово что может присоединять

1) определительную придаточную часть: На столике угрюмо лежит письмо, что мне прислала мать;

2) местоименно-определительную часть: За все, что человек берет, он платит собой;

3) изъяснительную придаточную часть: Я спросил, что произошло вчера вечером;

4) присоединительную придаточную часть: Днем небо стало проясняться, что часто случается бабьим летом;

5) уступительную придаточную часть: У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал.                                                                          За правильный ответ – 5 баллов.

10. 1) Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом – У нас в деревне рядом с домом находится окруженный забором сад, в котором растет многолетний дуб.

2) Ошибка в употреблении предложения с деепричастным оборотом – Учитель посоветовал мне научно-популярную литературу, когда мы обсудили с ним тему реферата. Обсудив с учителем тему реферата, я спросил о научно-популярной литературе.

3) Нарушение норм построения предложения с однородными членами: в частности такое построение предложения, при котором в ряду однородных членов оказались слова, называющие несоотносимые явления – Фразеологизм – единица лексического уровня языка, отчаяние – психическое состояние человека.

4) Логическая ошибка: ошибочное употребление соединительного союза вместо противительного Базаров и Кирсанов разные люди, но у них много общего.

За правильный ответ – 8 баллов.

11. 1) Происхождение слов можно узнать из этимологического словаря. Этимологические словари русского языка: А.Преображенского, М.Фасмера, Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой.

2) Узнать правильное ударение можно как из орфографического, так и из орфоэпического словаря: Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы под ред. Р.И.Аванесова; словарь-справочник Русское литературное произношение и ударение под ред. Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова; Краткий словарь трудностей Н.А.Еськовой и др.

3) Происхождение и значение фразеологизмов раскрывается во фразеологических словарях: Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И.Молоткова, Фразеологический словарь русского языка В.П.Жукова, Фразеологический словарь русского литературного языка А.И.Федорова, книга-справочник Крылатые слова (авторы Н.С.Ашукин и М.Г..Ашукина) и др.

4) Значение заимствованных слов указывается в толковых словарях; ответы на вопросы, касающиеся происхождения и употребления в речи заимствованных слов можно найти в словарях иностранных слов.

5) Способ образования слов приводится в словообразовательных словарях, например, в Словообразовательном словаре русского языка А.Н.Тихонова, в Словаре-справочнике по словообразованию под ред. Г.Амирова.   За правильный ответ – 10 баллов.

12. За подробный, аргументированный ответ – до 10 баллов.

            Максимальное количество баллов – 77.


Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 776 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0