Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 16:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Ответы к заданиям по русскому языку 10 класс 2012-2013 г.
30.03.2013, 12:30

Критерии оценивания заданий

муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

10 КЛАСС

Задание 1.

         Умерший, новорожденный, завидно, тефтели, мусоропровод, жалюзи, изредка, колледж, призыв, прибывший

За каждое верное  слово по 0,5 балла, максимум 5 баллов.

Задание 2.

Во всех словосочетаниях, кроме последнего, речь идет о многозначном глаголе идти, о представлении разных его значений, т.е., о полисемии. В последнем случае форма идет выполняет функцию частицы и, скорее, демонстрирует омонимию.

         За правильный ответ 5 баллов, за использование терминов полисемия и омонимия по 2 балла, максимум – 9 баллов.

Задание 3.

При словообразовательном анализе выявляется, что слово учительница образовано так: учительница (суффикс –ниц- придает значение женскости) – учитель (суффикс -тель- лицо по действию)- учить. Общий корень уч-, т.е., учительница – женщина, которая учит. А преподаватель образовано от преподавать - преподать, что показывает, преподаватель  - человек, который что-то преподает, преподносит, интерпретирует.

За верный ответ и словообразовательные цепочки – 9 баллов, за отсутствие какого-либо из видов анализа – минус 2 балла.

Задание 4.

Образец

Статья 44 Конституции РФ. Любой человек может писать стихи и прозу, писать картины, лепить скульптуры, открывать законы – создавать что-то новое. Также он может учить этому других людей. А государство гарантирует, что никто ему не помешает, и его право на использование плодов своего творчества тоже защищает государство.

За верную передачу смысла закона 3 балла. Максимум -9 баллов (3*3)

Задание 5. Единственное объяснение той безумной жизни, противной сознанию лучших людей всех времен, которую ведут люди нашего времени, заключается в том, что молодые поколения обучаются многим самым трудным предметам: о положении небесных тел, о состоянии земли за миллионы лет, о происхождении организмов и т.п. Не обучаются только тому одному, что всем и всегда нужно, тому, какой смысл человеческой жизни, как надо прожить ее и что думали об этом вопросе и как решили его люди древности. Не только не обучаются этому молодые поколения нашего мира, но вместо этого обучаются, под названием закона Бога, самым явным бессмыслицам, в которые не верят и сами обучающие. Под все здание нашей жизни вместо камня положены надутые воздухом пузыри. Как же не валиться этому зданию?  Л.Н. Толстой

За верное написание максимум 10 баллов, за каждую ошибку (пунктуационную /орфографическую) минус 0,5 балла.

Задание 6.

Своеобразие глаголов казнить и миловать заключается в том, что они в зависимости от контекста могут выступать то в функции совершенного вида, то несовершенного. Такие глаголы называются двувидовыми.

         За объяснение 5 баллов, за термин двувидовые – 2 балла, за аналогичные примеры – по 1 баллу, максимум 10 баллов.

Задание 7.

Все люди как люди, а мы как мыслете. Живем кое-как, неправильно, все наперекосяк.

         Играть в херики. Играть в крестики-нолики.

Домишко расползся врозь, как живете. Домик – развалюха

От фиты подвело животы. О школьном учении, от учебы есть хочется.

В этих выражениях используются устаревшие, вышедшие из употребления названия букв кириллического дореформенного алфавита живете, мыслите, хер, фита.

За правильное толкование значений выражений по 2 балла, за упоминание устаревших букв и названий – 5 баллов. Максимум -13 баллов.

Задание 8. В первых двух предложениях обороты неизвестно что и неизвестно чем являются нечленимыми и выполняют одну функцию в предложении. Это простые  предложения с отсутствием каких-либо знаков препинания. 3 и 4 –это сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, поэтому придаточное от главного отделяется запятой.

Непонятно, чем занимался этот загадочный отдел.

 Неизвестно, что он делал.

За правильный ответ по 1 баллу за каждый пример, максимум – 5 баллов.

Задание 9.

         Нарушаются два противоположных орфографических принципа:  с одной стороны, 1) написания типа щаслиф, тибе, салома следуют фонетическому принципу, т.е., передают реальное звучание слова, с другой стороны, 2) написания типа уведал, начальнег следуют утрированному фонемному принципу, т.е. передают «мнимо проверяемую» букву даже, где на самом деле пишется другая. Кроме того, 3) игнорируется способ передачи  мягкости согласного с помощью буквы Ё (мньот).

         Язык «падонкафф» используется в игровых, развлекательных целях людьми, которые знают, как правильно, но испытывают удовольствие от такой языковой игры, основанной на нарушении орфографической нормы. Помимо этого, этот язык еще демонстрирует внутренний протест против надоевших правил и стандартов повседневной жизни. А еще это написание, как и молодежный сленг, позволяет пользователем установить контакт, разделяя людей на «своих» и «чужих».

 За объяснение орфографических особенностей 4 балла за каждую (4*3=12), за объяснение причин и свои примеры еще по 3 балла, максимум 18 баллов.

Задание 10.        За связный текст с элементами аргументации максимум 12 баллов, за наличие грубых орфографических и пунктуационных ошибок минус 1 балл за каждую.

ИТОГО: 100 баллов.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 1671 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0