Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 15:48

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Ответы к заданиям по русскому языку 11 класс 2012-2013 г.
30.03.2013, 12:31

11 КЛАСС

Задание 1. В английском  и немецком языках гласные фонемы (звуки) различаются по длительности произношения. По этому признаку они делятся на краткие и долгие. Данные пары слов различаются длительностью звучания гласного. В русском языке  этот признак не является фонемным, существенным для различения слов и морфем, поэтому невозможно найти два русских слова, которые различались бы по долготе и краткости одного из гласных звуков.

За определение признака длительности/краткости  в парах слов – 7 баллов,

За объяснение отсутствия таких пар в русском языке – 3 балла.

Максимум 10 баллов.

Задание 2. Брезгливый  от брезгать  «испытывать отвращение, гадливость», а брюзгливый «ворчливый, раздражительный, вечно чем-то недовольный»  от брюзжать, брюзга. Это разные слова.

За правильный ответ 5 баллов.

Задание 3.

         Такой способ организации слов по словообразовательным связям называется гнездовым.

         Наиболее распространен способ размещения слов по алфавиту (алфавитный), а также по тематическому принципу (по смыслу, темам).

1)    словарная статья к слову мех;

2)    словарная статья к слову мигать;

3)    словарная статья к слову белый.

За объяснение принципов 4 балла, за определение заглавного слова по 2 балла за каждое, максимум 10 баллов.

Задание 4.

         Лишнее слово в ряду бег, т.к. только оно образовано от глагола бессуффиксным способом (способом нулевой суффиксации).

         За правильно названное слово 3 баллов, за объяснение 4 балла. Максимум 7 баллов.

Задание 5.

Опытные науки, когда ими занимаются ради них самих, разрабатывая их без руководящей философской мысли, подобны лицу без глаз. Они представляют одно из занятий, подходящих для средних способностей, лишенных, однако, высших дарований, которые были бы только помехой при этих кропотливых  изысканиях. Люди с такими средними способностями сосредоточивают все свои силы и все свое умение на одном единственном,  ограниченном научном поле, где они и могут поэтому достигнуть полного знания при условии  совершенного невежества во всех других областях. Их можно сравнить  с  рабочими в часовых мастерских,  из которых одни делают только колеса, другие – пружины, третьи  -  цепи.

Опытный здесь, связанный с проведением опытов, т.е., имеются в виду естественные науки.

За правильное написание 8 баллов, за каждую ошибку – минус 1 балл, за объяснение значения слова 2 балла. Максимум 10 баллов.

(Шопенгауэр, по книге Л.Н. Толстого «Круг чтения»)

Задание 6.

Очевидно, что автор относится резко отрицательно к орфографической реформе, считая, что орфография является носителем смысла и с ее упрощением утрачиваются эти смыслы и становится невозможной полноценная передача всех чувств и мыслей.

В результате реформы 1917 большевиками во главе с Луночарским были изъяты из русского алфавита следующие буквы: ять, ер Ъ, фита, и десятеричное (i); изменено написание окончаний Р.п. –аго,-яго на –ого, -его, в И.п. и В.п. –ыя, -ия на –ые, -ие, ее вместо ея; решено писать в приставках на з/с перед звонкими согласными звонкую з, перед глухими – глухую с. Однако реформа была подготовлена задолго до революции академиками Ф.Ф. Фортунатовым и А.А.Шахматовым.

За объяснение отношения автора 2 балла, за связное изложение собственной точки зрения 4 балла, за перечисление букв – 2 балла, за другие сведения о реформе – 4 балла. Максимум 12 баллов.

 Задание 7. Словообразовательная функция окончания проявляется тогда, когда образуются формы множественного/ единственного числа у существительных, у которых парадигма категории числа ущербная, т.е у них нет формы какого-либо числа (pluralia tantum, singularia tantum). Это бывает у вещественных и абстрактных существительных. Создание форм множ. и/или ед.  числа у этих существительных ведет к появлению у них добавочных значений (масло – масла, вода – воды), а иногда и просто омонимичных форм (шашка (оружие) – шашки (игра); дух (душевный настрой) - духи (нематериальные сущности).

         За правильный ответ 8 баллов.

 Задание 8.

Сажают прямо против Тани1,/

         И, утренней луны бледней

И трепетней гонимой лани,

         Она темнеющих очей

         Не подымает2/: пышет бурно

         В ней страстный жар3/; ей душно, дурно4/;

         Она приветствий двух друзей

Не слышит5/, слезы из очей

 Хотят уж капать6/; уж готова

Бедняжка в обморок упасть7/;

Но воля и рассудка власть

Превозмогли8/.

                              А.Пушкин

(    ), и (   ): (    ); (     ); (    ), (    ); (   ); но (  ).
         Сложное предложение усложненной структуры с бессоюзной и союзной связью.

 1 пр-е односоставное неопределенно-личное;

2 пр-е двусоставное, осложнено обособленным определением;

3 пр-е двусоставное, распростр.;

4 пр-е безличное, осложнено однородными членами;

5 пр-е двусоставное;

6 пр-е двусоставное;

7 пр-е двусоставное;

8 пр-е двусоставное, осложнено однородными членами.

За верный ответ – максимум 10 баллов, за отсутствие схемы минус 3 балла, за отсутствие характеристики предложений – 4 балла.

 Задание 9.

         Во всех приведенных цитатах нарушены законы построения текста. Происходит соединение несоединимого, слов, принадлежащих к заведомо разным тематическим классам. Сочинительная связь объединяет слова, разнородные по своей синтаксической роли. Намеренно допускается ошибка при образовании сочинительных конструкций, при этом происходит речевое нарушение логических оснований классификации.

         Только в первой группе примеров из художественной словесности результатом таких нарушений является эстетический эффект, новизна восприятия, передача субъективного авторского мироощущения, а во второй группе высказываний из речи военных – результатом явился комический эффект, демонстрирующий незавидные мыслительные способности говорящего.

         За верный ответ 14 баллов.

 Задание 10. Данный образец представляет собой пародию на текст официально-делового стиля и имеет стилистические особенности такового.

Перечислим их.

1.     Лексические особенности: стилистически окрашенные слова и устойчивые словосочетания (штампы): настоящим заявляю, имею намерение и пр.; терминология (гибридизация, синхронизация и др.); книжные производные предлоги и союзы (в связи с чем, в условиях).

2.     Словообразовательные особенности: существительные на –изация, сокращения.

3.     Синтаксические особенности: объемные развернутые предложеня.

4.      Шаблонная структура текста и соответствующее жанру расположение частей (наличие «шапки», указан жанр (заява).

Юмористический эффект основан на внесении в текст заявы элементов других стилей (заява, бурлить, круто – разг.) и многочисленных речевых ошибок, оценочных языковых средств (одаренный, круто). Кроме того, содержание текста (письмо к родителям с просьбой прислать денег) не соответствует избранной форме – официальному заявлению.

         За полный ответ максимум 14 баллов, за отсутствие указаний на особенности текста баллы минусуются с учетом полноты анализа, стиля изложения  на усмотрение проверяющего.

ИТОГО: максимум 100 баллов.

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 541 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0