Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 16:23

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Задания олимпиады по русскому языку 10 класс
17.03.2013, 21:48

10 КЛАСС

 

Задание 1. Догадайтесь, какая пословица или поговорка пересказана научным языком:

1) Представители малоимущего класса склонны к проявлению нестандартного мышления;

 2) Индивидуумы с пониженным интеллектом не руководствуются в своих действиях существующими законодательными актами.

 Задание 2. 

Попробуйте продолжить следующий ряд существительных: манжет, компонент, мангуст, заусенец…Объясните свое решение.

 Задание 3. 

Что объединяет скороговорку Ехал грека через реку, видит грека в реке рак… с цитатой из «Песни о Буревестнике» М.Горького: Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах?

 Задание 4. В рекламном ролике одного чистящего средства говорится «(Наше средство) убивает все известные микробы наповал!» Как вы считаете, почему используется именно такая форма Винительного падежа имени существительного? Возможно ли в этой конструкции использовать другую форму?

 Задание 5. Прочитайте следующий список русских слов. Какие из них обозначают инструменты? Покажите на данном материале связь лексического и грамматического значений.

         Молоток, карандаш, очки, упорство, часы, ключ, утюг, велосипед, дача, игла, микроскоп, ножницы.

 Задание 6. Разделите данные ниже сова по признаку их происхождения на две группы. Объясните, какие признаки свидетельствуют о том, что слово является заимствованным. Особо среди заимствований выделите тюркизмы, опираясь на свои знания и языковое чутье.

         Младенец, трава, сарафан, карандаш, волк, молодой, кавардак, вуаль, джинсы, флаг, кювет, ипподром, бюллетень, кавардак, арбуз, ворота, полотенце, каракуль, аист.

 Задание 7.  Какие изобразительно-выразительные средства (тропы, фигуры) использованы в данных фрагментах? Выпишите и квалифицируйте их.

 

1. О красном вечере задумалась дорога,

    Кусты рябин туманней глубины.

    Изба-старуха челюстью порога

    Жует пахучий мякиш тишины…

 

2. Догорит золотистым пламенем

    Из телесного воска свеча,

    И луны часы деревянные

    Прохрипят мой двенадцатый час…

                          С.Есенин

 

3. Пусть ветер, рябину занянчив,

    Пугает ее пред сном.

    Порядок творенья обманчив,

    Как сказка с хорошим концом.

 

4. Опять эти белые мухи,

    И крыши, и святочный дед,

    И трубы, и лес лопоухий

    Шутом маскарадным одет.

    _             Б.Пастернак

 

Задание 8.

Даны две фразы: Лёша на полке клопа нашёл и Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, и дивен он. Что в них общего?  Приведите примеры аналогичных конструкций.

Задание 9.

Определите, что получится, если звуки, из которых состоят  эти слова: лён, яр, люк произнести в обратном порядке?

 

Задание 10.

Даны русские слова, которые обладают некоторой общностью  значения. Но одно из них выпадает по своей семантике из общего ряда. Найдите это слово и объясните свое решение.

Чиновничество, студенчество, ученичество, крестьянство, землячество, казачество.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 1607 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0