Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 16:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Задания олимпиады по русскому языку 10 класс
03.01.2014, 13:02

10 класс

1. Прочитайте фрагменты стихотворных произведений А.С. Пушкина. Какой гласный произносится под ударением в выделенных словах?

 

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще?...

(«Евгений Онегин»)

 

Но человека человек

Послал к анчару грозным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

(«Анчар»)

 

В разговорной речи XIX в. произношение слов ещё и потёк ничем не отличалось от современного. Как объяснить особенность их произношения

в приведенных примерах?

2. Найдите в данных предложениях слово с устаревшим написанием. Укажите его значение и объясните причину орфографического изменения.

1) Пошел вдоль по поселку Фадеев: у одного дома постучится, у другого в источный голос покричит – везде ровно мертвые. 2) В богадельне бывали нередко раденья с криками, с источными воплями, с оглушительным ножным топотом. (П.И. Мельников-Печерский. На горах)

 

3. В романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история», в описании улиц провинциального города, читаем:

Подле него [зеленого дома с башенками] кокетливо красуется дикенький дом лекаря, раскинувшийся полукружием, с двумя похожими на будки флигелями. По какому признаку дом лекаря назван дикеньким?

 

4. Объясните значение выделенных слов и выражений. Каким термином они называются?

1) Бедный Обломов то повторял зады, то бросался в книжные лавки за новыми увражами и иногда целую ночь не спал, рылся, читал, чтоб утром, будто нечаянно, отвечать на вчерашний вопрос знанием, вынутым из архива памяти (И.А Гончаров. Обломов) 2) Она [Наташа] писала ему классически-однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки. (Л.Н. Толстой. Война и мир)

 

5. Укажите значение слова доброта в данном фрагменте текста, сравнивая его с современным значением этого слова. Назовите слово, производное от существительного доброта в данном значении. Какое еще из слов этого текста отличается по значению от современного?

         Пьер, самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой, купил все, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам.

         Пьер с веселым, улыбающимся лицом разбирал свои покупки.

         – Каково – говорил он, развертывая, как лавочник, кусок ситца. Наташа, держа на коленях старшую дочь и быстро переводя глаза с мужа на

то, что он показывал, сидела против него.

         – Это для Беловой? Отлично. – Она пощупала доброту. – Это по рублю, верно? (Л.Н. Толстой. Война и мир)

 

6. Какой частью речи являются и какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова? В каких из этих слов конечный гласный о является суффиксом и в каких – окончанием?

 

Как все вокруг сурово, снежно,

Как этот вечер сиз и хмур!

В морозной мгле краснеют окна нежно

Из деревенских нищенских конур.

 

Ночь северная медленно и грозно

Возносит косное величие свое.

Как сладко мне во мгле морозной

Мое звериное жилье!

                            (И.А. Бунин)

 

7. Объясните, почему слово прямоговорящий в данном тексте выделено авторским курсивом. Как образовано это слово и каково его лексическое значение? Приведите примеры общеупотребительных слов, образованных таким же способом.

Само интервью прошло легко, как-то почтительно-приятельски: молодой человек действительно вел себя как профессионал. Вопросы задавал толково и точно сформулированные, не банальные, острые, но не наглые, – говорить с

ним было интересно; к тому же был он из этого удивительного поколения совсем молодых людей, выросших уже в новое, прямоговорящее время, а ей всегда было странно и любопытно – что они находят в ее стихах… (Д.Рубина. Шарфик)

 

8. Прочитайте отрывок делового письма, датированного 1621 годом. В каком падеже стоят выделенные имена существительные? Чем отличаются эти формы от современных?

Да посолъ же говорилъ, чтобъ бояре донесли до царского воеводы, что есть у него птица ловчая болобанъ, ловит всякой звѢрь и птицы. (Словарь русского языка XIXVII вв.)

9. Почему в данных примерах из классических произведений русской литературы слово видимо не выделено запятыми? Укажите его лексическое значение, часть речи и синтаксическую роль. Приведите пример обычного употребления этого слова в современном языке. В каком значении употреблено прилагательное мужественный в третьем предложении? Поясните смысл подчеркнутого выражения.

1) Графиня видимо смутилась. Черты ее изобразили сильное движение души. (А.С. Пушкин. Пиковая дама). 2) Вера худела и видимо томилась жизнью. (И.А. Гончаров. Обрыв) 3) Прислуживал Федька, видимо обремененный необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка, исполнявшая должности ключницы, птичницы

и прачки. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 1174 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0