Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 16:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Задания олимпиады по русскому языку 10 класс
03.01.2014, 13:25

Муниципальный этап

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2010 – 2011 учебный год

10 класс

 

1. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

М.М. Пришвин думал о себе как о поэте «ра..пятом на кресте прозы». Но он ошибался. Его проза гораздо больше наполнен..а чистейшим соком поэзии чем иные стихи и поэмы.

Книги Пришвина, говоря его же словами это «бе..конечная радость постоян..ых открытий».

В чём его тайна? В чем секрет его книг?

Секрет пришвинского об..яния секрет его колдовства в его зоркости. Это та зоркость что в каждой малости открывает интересные и значительные явления что под пр..скучившим иной раз покровом окружающих нас вещей вид..т глубокое содержание з..мной жизни. Самый ничтожный листок осины живет своей р..зумной жизнью.

Я беру книгу Пришвина открываю ее (на) угад и читаю «Ноч.. прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз. Все было седое но лужи (не) замерзали. Когда явилось солнце и разогрело то деревья и травы обдались такой сильной р..сой такими св..тящимися узорами глянули из темно..о леса ветки елей что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли».

В этом (по) истине алмазном кусочке прозы все просто точно и все полно (не) ум..рающей поэзии.

Пр..смотритесь к словам в отрывке и вы согласитесь с Горьким когда он говорил что Пришвин обл..дал соверше..ым умением пр..давать путем гибкого соч..тания простых слов почти физическую ощутимость всему что он изображал.

(К. Паустовский)

2. Поставьте ударение в словах.

Без удержу, взапуски, дощатый, мастерски, искоса, оземь, искони, сутолока, зубчатый, мальчиковый, химера, огниво, жалюзи, торты, принудить, премировать.

3. Из каких звуков состоит слово жёстче? К какой части речи его можно отнести? Подтвердите свое мнение примерами употребления слова.

4. Англичанин, немец или француз будут искать в энциклопедии фамилию Чайковский на букву Т. Почему? С какими фонетическими свойствами русского звука [ч] это связано?

5. Сравните два предложения:

Птица выводит птенцов.

Химчистка выводит пятна.

В каких отношениях находятся между собой глаголы выводить из первого и второго предложения?

6. Составьте ряд слов с историческими чередованиями в корне слова спать (по одному примеру на каждый вариант корня).

7. Постройте словообразовательную цепочку от слова интерес к слову заинтересованность. Сколько «ступеней» отделяет эти слова?

8. Какой частью речи является слово стόит в предложении Стоит ему нахмурить брови, как все замолкают?

9. Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.

10. Найдите ошибки, назовите их вид. Исправьте предложения.

1) У нас в деревне рядом с домом находится сад, в котором растет многолетний дуб, окруженный забором.

2) Обсудив с учителем тему реферата, он мне посоветовал научно-популярную литературу.

3) Герой испытывает противоречивые чувства, в его речи звучит то фразеологизм, то отчаяние.

4) Базаров и Кирсанов разные люди, и у них много общего.

11. Какие словари нужно использовать при подготовке ответа на вопросы. Назовите авторов перечисленных вами словарей.

1) Каково происхождение слов аляповатый, загривок?

2) Правильно поставьте ударение в словах.

3) Что означают выражения камень преткновения, то и дело?

4) Объясните значение слов аудит, коммюнике?

5) Как образованы слова учительский, использование?

12. Напишите сочинение-миниатюру (в любом стиле) на тему «Учитель».

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 1319 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0