Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 15:16

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Задания олимпиады по русскому языку 11 класс
17.03.2013, 21:55

Министерство образования Республики Башкортостан

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 

по русскому языку

2011-2012 учебный год

 

11 КЛАСС

 

Задание 1.

Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому РАСЧЁТ, чтобы запись читалась так же? Докажите, что это можно сделать более чем 150 способами.

Задание 2.

Известен  шутливый грамматический вопрос: «Как правильно: у рыбей нет зубей, у рыбов нет зубов или у рыб нет зуб?» Дайте обстоятельный ответ на этот вопрос, обосновывая его закономерностями русской морфологии.

Задание 3.

 Очень известная песня из кинофильма «Кубанские казаки» (автор – М.Исаковский) заканчивается так:

         Каким ты был, таким ты и остался,

         Но ты и дорог мне такой.

Иногда эти строки поют по-другому: …Но ты мне дорог и такой. Что произошло от перестановки частицы И?

Задание 4.

         В юмористических изданиях распространены ложные толкования слов типа: СВИНЕЦ – самец свиньи, ЖРЕЦ – чревоугодник, ШАРОВАРЫ – фрикадельки, ЯЗЫЧНИК – лингвист, НУДИСТ – скучный докладчик и т.п. Определите лингвистические основания этой словесной игры. Придумайте сами несколько таких толкований.

Задание 5.

         Прочитайте текст, сделайте его комплексный анализ, для чего определите функционально-стилевую принадлежность этого фрагмента, сформулируйте основную тему текста, определите тип речи, укажите, какие средства речевой выразительности  (тропы, фигуры и пр.) использованы в нем. Свой ответ оформите в виде связного текста.

    Обширно открылся людям из западной цивилизации нынешний динамичный транспорт. Впрочем и без него – современный человек уже едва ли не выскакивает за пределы своего существа, он и без того сразу присутствует на всей планете телевизионными глазами. Но оказывается, что и от этого всего судорожного темпа техноцентрического прогресса и от океана поверхностной информации и низкопробных зрелищ душа человеческая не растет, а только мельчает, духовная жизнь снижается; соответственно – бледнеет и блекнет наша культура, как ни старается перекричать свое падение опустошенными новинками. Все больше комфорта – и все ниже духовное развитие на среднем уровне. И наступает пресыщенность, и охватывает щемящая тоска, что в водовороте удовольствий нет успокоения, что надолго – такого дыхания не хватит (А.И.Солженицын).

 Задание 6.

В русских существительных типа мыло, шило, рыло, забрало, кадило, зеркало (праславянские слова на *dlo) этимологически присутствует суффикс. Попытайтесь определить его значение и семантику основ, к которым он присоединялся.

 

Задание 7.

Какая грамматическая категория русского языка своеобразно используется в следующих строках из стихотворения А. Вознесенского? Какие были у поэта основания для такого формоупотребления?

         Машин от снега не очищают.

         Сугроб сугроба просит прикурить…

 

Задание 8.

Участники должны продемонстрировать знание синтаксической системы русского языка.

         Определите структуру сложного предложения, составьте графическую схему, подчеркните главные члены предложений.

         Но в тихий час осеннего заката,

         Когда умолкнет ветер вдалеке,

         Когда, сияньем немощным объята,

         Слепая ночь опуститься к реке,

         Когда, устав от буйного движенья,

         От бесполезно тяжкого труда,

         В тревожном полусне изнеможенья

         Затихнет потемневшая вода,

         Когда огромный мир противоречий

         Насытится бесплодною игрой,-

         Как бы прообраз боли человечьей

         Из бездны вод встает передо мной.

                                       Н.Заболоцкий

Задание 9.

         Сколько значений суффикса –ин- представлено в следующих существительных: баранина, впадина, вышина, глубина, домина, жемчужина, кусина, морщина, оленина, перекладина, солонина, старина, штанина? Распределите эти слова в соответствии с этими значениями.

 

Задание 10.

         Приведите примеры пословиц, афоризмов, крылатых выражений, в которых лексема слово используется в значении «язык, речь, выступление». Как объяснить такой перенос значения?

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 2047 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0