Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Понедельник, 17.05.2021, 16:24

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Задания олимпиады по русскому языку 9 класс
17.03.2013, 21:44



Министерство образования Республики Башкортостан

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 

по русскому языку

2011-2012 учебный год

 

9 КЛАСС

 Задание 1. Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского языка.

Расставьте   ударение в словах, особо отметьте слова, имеющие вариативное ударение:

 Августовский, баловать, каталог, завидно, танцовщица, одновременно, красивее, обеспечение, договор, жалюзи, облегчить, принудить, усугубить, феномен, экспертный, закупорить, премировать, глазированный, квартал, искр

Задание 2.Участники должны продемонстрировать знания русской фразеологии, 

К приведенным ниже латинским пословицам и поговоркам подберите аналогичные или близкие по смыслу пословицы, поговорки или крылатые выражения, существующие в русском языке (количество не ограничено) по 1 баллу:

·        Жареный голубь сам не залетит тебе в рот

  • Даже самые твердые скалы выдалбливаются водой
  • Далеко от глаз – далеко от сердца
  • Какая мать, такая и дочь
  • Каждая лисица свой хвост хвалит
  • Если бы ты молчал, ты бы остался философом
  • Если живешь в Риме, живи по римским обычаям

·        Один человек не человек

Задание 3.Участники должны продемонстрировать знания в области стилистики и культуры речи.

Найдите предложения с речевыми ошибками, исправьте их, определите тип ошибки:

1.     Повесть «Поединок» Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии.

2.     Первый дебют молодой певицы принес ей славу, успех и массу поклонников.

3.     Только благодаря случая ему удалось избежать неприятностей.

4.     Он поступил вопреки мнения большинства коллег, но оказался прав.

5.     Согласно напечатанной в газете программы, трансляция концерта будет проводиться в выходной день.

6.     А теперь я потеряла к этому человеку всякую веру.

7.     Проводя заседание совета, ощущалось необычное напряжение в зале.

8.     Основные положения Конституции базируются на принципы демократии

9.     Львиную часть очков завоевали наши баскетболисты.

10.                                                                                                                                          Участники творческой экспедиции рассказывали о перспективах на будущее.

Задание 4 .

Сравните значения данных лексем и определите значения греческих корней антроп, гидр, оним, лог, фил. При анализе можно привлекать и другие русские слова с данными морфемами.

         Антрополог, питекантроп, гидроплан, логопед, монолог, геология, философия.

         Переведите на русский язык (калькируйте) термины: гидроним, гидрофильный, филантроп, антропофаг, социология.

 Задание 5.  Участники должны показать общефилологическую эрудицию и аналитические способности:

Великий русский языковед, всю жизнь посвятивший собиранию слов и составлению словаря, полагал, что иностранные слова портят русский язык, и им всегда можно найти замену. Иногда он придумывал ее сам. Так, вместо заимствованных слов он предложил использовать слова носохватка, стеклина, себятник, самодвига, ловкосилие.

Какие иностранные слова они должны были заменить? О каком ученом идет речь?

Задание 6. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду и объясните свой выбор: Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Задание 7.  Участники должны продемонстрировать лингвистическую эрудицию, аналитические способности, навыки создания связной речи.

 Географы называют площадь поверхности водоема термином зеркало. Манипулятор компьютера  получил название мышь по сходству  с внешним обликом животного. Приведите примеры других метафор, ставших терминами науки, техники, искусства, и дайте их толкование. Свой ответ оформите в виде связного текста.

Задание 8. Участники должны продемонстрировать знание современных орфографических и пунктуационных норм.

В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы и расставьте необходимые знаки препинания.

Внизу у бе.порядочно нагром..жден..ых в бес..четном количестве серых камней плещ..тся и брызж..т и дышат (горько) соленым ар..матным воздухом выр..внен..ые как по линейке волны прилива. Лицо (чуть) чуть обв..вает прохладный ветерок приносящийся из Турции. Ломан..ой линией тянут..ся вдоль берега военные склады. (Ни/не) откуда (не) видимые и (не) доступные для человека расселины в скалах убежище для птиц. Д..леко (в)верх забрались мин..атюрные белен..ые  (не) гашен..ой известью глинян..ые домики. (В) дали на  (юго) западе виднеют..ся (бело) серые гряды гор с та..щими в воздухе сходящими (на) нет серебрян..ыми в..ршинами.

Задание 9. Участники должны продемонстрировать элементарные знания по истории языка и умение рассуждать логически.

В произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Вересаева, А.Н. Толстого можно встретить слово зальце со значением «небольшой зал»; в прозе И.С. Тургенева и других писателей прошлых веков встречается слово стульце  «небольшой стул». От каких русских слов образованы данные лексемы? Обоснуйте свой ответ.

Задание 10.

Заимодавец, лихоимец, христопродавец. Какое из этих слов ближе всего по своему значению к слову ростовщик? Свой ответ объясните.

Задание 11. Участники должны продемонстрировать знание особенностей официально-делового стиля, умение создавать связный текст.

         Составьте заявление о предоставлении каких-либо льгот  (фамилии используйте вымышленные)

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 1609 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0