Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Суббота, 15.05.2021, 14:16

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Задания олимпиады по русскому языку 9 класс 2012-2013 г.
30.03.2013, 12:13

 Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников 

по русскому языку за 2012-2013 учебный год

9 КЛАСС

ЗАДАНИЯ

 

Задание 1. Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского языка.

Расставьте   ударение в словах, особо отметьте слова, имеющие вариативное ударение: нефтепровод, досуг, обезуметь, ободрить, кремень, одновременный, каталог, избалованный, диспансер, асимметрия, газированный, обеспечение, апостроф, давнишний.

Задание 2. Продолжите сравнения, вспомнив фразеологизмы:

         Беден как…, красив как…, не видать как…, разбирается как…, стройный как…, худой как…, ждать как

Придумайте аналогичные конструкции, приведите минимальный контекст.

Задание 3. Перечислите орфографические правила, которые регулируют написания в подчеркнутых словах:

         Есть наслажденье в дикости лесов,

Есть радость на приморском бреге,

И есть гармония в сем говоре валов,

Дробящихся в пустынном беге.

Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,

Для сердца ты всего дороже!

С тобой, владычица, привык я забывать

И то, чем был, как был моложе,

И то, чем нынче стал под холодом годов.

                                                        К. Батюшков

Задание 4. В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» в словарной статье приводит следующие синонимы к заглавному слову: ледовитый, ошкуй, ломака, ломыга, костоправ, лесной архимандрит, сергацкий барин, сморгонский студент. Догадайтесь, о каком слове идет речь.

Задание 5. В стихотворении М.Светлова «Моя поэзия» есть такие строфы:

         Отдался я судьбе на милость,

Накапливал свои дела,

Но вот Поэзия явилась,

Меня за шиворот взяла. (…)

В полярных льдах, в кругу черешен,

И в мирной жизни, и в бою

Утешить тех, кто неутешен,

Зову Поэзию мою.

Какую роль играет в данном тексте прописная буква?

Задание 6. Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в

один ряд. Продолжите ряд своими примерами.

Объезжать поля – объезжать лошадь; перекусить бутербродами

перекусить провод, пилка дров – пилка для ногтей; подметать пол – подметать швы

 

Задание 7. Участники должны продемонстрировать знания в области стилистики и культуры речи.

Найдите предложения с речевыми ошибками, исправьте их, определите тип ошибки:

1.В коммерческих вузах идет занижение требований к подготовке специалистов.

2.Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.

3. Проверкой установлено, что склад спецодежды нуждается в переводе в более лучшие условия и гораздо большее помещение.

4.Третий сорт яблок охватывает продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.

5. Испытания новой машины производятся уже третью неделю.

6. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу, и на этом я прощаюсь с вами.

7. За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения.

8. Побывали гости и у монумента, который поразил их своим величием.

9. Не стоит даже быть искушенным читателем, чтобы понять, что это произведение далеко от совершенства.

10.Каким молодым он тогда еще был! Как часто и упоенно хохотал – именно хохотал, а не смеялся.

 

Задание 8. Впишите пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

 

          В безветр_ную пред_юльскую пору по изв_вающ_йся тропинк_ мы возвращаемся с охоты. У каждого за спиной холщ_вый мешоч_к наполн_ный добыч_й настрел_н_й в течени_ нескольких часов. Охота была уд_вительно удачной поэтому нас не рас_траивало то что четырех подстрел_ных уток собаки не могли от_скать. Обессил_в от хо_ьбы и соверш_ного пути мы улеглись у повал_ной березы покрытой какой-то стел_щ_йся р_стительностью. Не на расстел_ной тка_ной скатерти а на шелковистом мху чуть-чуть выс_ребр_ном тонкой паутинкой разл_жили мы дорожные я_ства. Среди них были купл_ные продукты и не купл_ные в магазине домашние изделия. Маринов_ные грибы поджар_ная колбаса масл_ные ржа_ные лепешки сгущ_ное молоко говяжья печ_нка печ_ный картофель немного вывал_ный в золе и глоток напитка насто_ного на каком(то) диков_ном снадобье покажутся вкус_ными на свеж_м воздухе самому сверх_зысканному гурману.

 

Задание 9. Знаменитый обмен репликами из кинофильма «Кавказская пленница»: - Жить хорошо! – А хорошо жить еще лучше! превратился в крылатое выражение. Дважды употребленная здесь словоформа хорошо – это одно и то же слово или нет? Какое языковое явление  иллюстрируют эти примеры?

Задание 10. Прочитайте текст. Определите стиль текста, докажите свои выводы. Ответ оформите в виде связного текста.

Пытаясь хоть как-то успокоить самих себя, оппозиционеры говорят о том, что власть погрузила Россию в политический сон и благодаря этому вырвала победу. Что верх одержало политическое «старичьё», губернаторы «с дореволюционным стажем», во многом ответственные за стагнацию своих вотчин. Победный счёт обеспечили отсталые, сонные регионы. А следовательно, живой, современной политики как не было, так и не будет.

О такого рода оценках можно, конечно, спорить. Но неоспоримо одно: выборы прошли очень вяло - к урнам пришли от 10 до 30% граждан, внесённых в списки для голосования. Правда и то, что, как и во времена Бориса Годунова, «народ безмолвствует». Население есть, а граждан нет. Наметился феномен внутренней политической эмиграции. («Аргументы и факты» от 24.10.12)

Объясните, что такое «внутренняя эмиграция». Найдите еще примеры переносных словоупотреблений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ай
Просмотров: 7811 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [94]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0