Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Суббота, 15.05.2021, 13:23

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Материалы мастер-класса по ГИА

Методика и технология обучения лингвистическому сочинению

 

ГИА и ЕГЭ окончательно стали суровой реальностью нашей жизни и составляют важный элемент академического бытия нашей школы.  Время от времени в них вносятся некоторые изменения, связанные с корректированием отдельных заданий, вариантов ответов, характера оценивания, однако в основе своей и ЕГЭ и ГИА стабилизировались. Это позволяет рассматривать ЕГЭ и ГИА как единую систему оценивания учащихся.

            ГИА-оценка уровня подготовки по русскому языку выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной итоговой аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы, учреждения начального и среднего профессионального образования.

В экзаменационной работе  3 части, тематически связанные:

- сжатое изложение;

- задания с выбором ответа А1 – А7;

- задания с кратким ответом В1 – В9;

- лингвистическое сочинение.

Модель экзамена 2013 года:

1).Для оценивания сжатого изложения не требуется совпадение количества микротем текста и абзацев изложения.

2).Количество микротем исходного текста для написания сжатого изложения – 3.

3).Объем изложения и сочинения - 70 слов.

4).Изменено задание С2 – сочинение на лингвистическую тему.

5).Исключено альтернативное задание С2.2

6).Длительность экзамена - 3 часа 55 минут (235 минут).

7).7 заданий с выбором ответа (А)проверяют лингвистическую компетенцию.

8).9 заданий с кратким ответом (В) имеют практическую направленность и проверяют владение орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

9).Творческое задание  (С2)проверяет коммуникативную компетенцию, умения строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.

Система оценивания  заданий

1.Сжатое изложение оценивается от 0 до 7 баллов.

2.Выполнение каждого задания А1-А7 и  В1-В9 оценивается 1 баллом.

3.Сочинение оценивается  от  0 до 9 баллов.

4.Практическая грамотность оценивается баллами от 0 до 10.

Аргументируя свой ответ, привести 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование. Работу нужно писать в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Как строить сочинение?

В сочинении-рассуждении  должны быть 3 традиционные части:
1.Вступление    тезис;
2.Основная часть – аргументы-примеры;
3.Заключение – вывод.

 Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции  рассматривается как ошибка.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – одно из  важных  условий  при написании  сочинения. В нем должно быть 3 - 4 абзаца:

            1 абзац – тезис;

            2 -3 абзацы  – примеры.

             4 абзац – вывод. 

Как начинать сочинение?

Сочинение начинается со вступления – тезиса, в котором раскрывается смысл предложенного высказывания. Так как объём всего сочинения не менее 70 слов, то 2-3-х предложений для тезиса достаточно.

Во вступлении можно  использовать следующие синонимы и речевые клише: автор высказывания, учёный, языковед, лингвист, филолог, писатель, художник, утверждает, считает, пишет,  рассуждает, высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение , справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно, я (полностью) согласен с …, не могу не согласиться с …, я разделяю точку зрения автора на то…, я поддерживаю мнение автора о том, автор убеждён, что...,  бесспорно мнение автора о том, что..., докажем, покажем, продемонстрируем, подтвердим, проиллюстрируем, разберёмся в смысле данного афоризма,  я думаю, …, я считаю, … по моему мнению, … на мой взгляд, … мне кажется, …

Как писать основную часть?

Она должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части приводятся примеры, иллюстрирующие тезис. Это могут быть различные лексические и грамматические явления.

Лексические явления :омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы.

Грамматические явления: 

(словообразование, морфология, синтаксис)

морфемы, части речи , способы связи слов в словосочетании(согласование, управление, примыкание), типы предложений, члены предложения, вставные конструкции,  прямая речь, косвенная речь,  диалог.

Как оформлять примеры в сочинении?

Во-первых, примеров должно быть не менее 2-х; примеры должны быть из приведенного текста; они должны подтверждать разные аргументы; каждый пример должен соответствовать указанному аргументу; пример без указания на аргумент не учитывается.

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 2-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие;
2) указывать номера предложений без цитирования  (это делается в том случае, если предложение  длинное).

 Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности,  можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

Проиллюстрировать названное явление  можно на примере …. предложения текста.

Пример  можно найти в предложении № ... .

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует...

В подтверждение этой мысли приведу пример, демонстрирующий …

Рассмотрим … предложение. В нем использовано …

… Это подтверждает наш вывод о том, что … . 

Предложение № … подтверждает  мысль о том, что …

О чем писать в заключении?

Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём шла речь во вступлении, но другими словами. В заключении можно использовать следующие вводные слова: 

                             Итак,...

                             Следовательно,..

                             Значит,...

                            Таким образом,...

                             и т.д.

Каким должен быть объем сочинения?

Минимальное количество слов в сочинении должно быть не 70.

Если суммарный объём сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.

При подсчёте слов союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.

Слова, которые пишутся через дефис,  считаются, как одно слово.

Грамотность

 Перед тем как переписать созданный текст в чистовик, нужно проверить его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректировать его.

                   Почерк

Сочинение  будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому необходимо писать сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква

                               – О или А и т.п.

Сочинение-рассуждение по высказыванию К.А.Федина: «Точность слова является  не только требованием стиля, требованием вкуса, но прежде всего требованием смысла».

К.А.Федин правильно говорит, что точность словоупотребления  - это   требование и стиля, и вкуса, и смысла.  У  каждого стиля свои слова, которые используются в нужном значении и употребляются, особенно в художественном тексте, в соответствии с эстетическими  задачами.

Так, в речи няни (2-3 предложения) присутствуют разговорные и просторечные элементы «сердечная», «ирод», типичные для человека из народа. Психологическое состояние мальчика Тёмы достоверно передается в 4 предложении благодаря уточнению «с ужасом вслушивается» и развернутой метафоре «мысли роем теснятся в его голове».      

            Таким образом, соответствие стилю, вкусу и смыслу – это и есть многогранная точность словоупотребления.

 

 Сочинение –рассуждение по высказыванию А. В. Мирошниченко

«Язык – это то, что человек знает.
Речь – это то, что человек умеет».

            В этом суждении известного журналиста А.В. Мирошниченко представлены два лингвистических понятия: язык и речь. Что такое язык? Это система знаков, которая отражает картину мира в сознании людей. Что такое речь? Это живой поток высказываний в устной и письменной формах. Любой человек знает свой язык и умеет на нем говорить.

            Примеры глубокого знания языка и искусства речи можно найти в тексте русского писателя Н.Г. Гарина-Михайловского.  Художник слова умело использует богатый арсенал языка: так, 14 предложение отличается лексическим, стилистическим («план лопнул», «сделала попытку схватиться»), синтаксическим (бессоюзная и подчинительная связи) разнообразием.

Н.Г.Гарин-Михайловский мастерски воспроизводит и  речь героя: в 26 – 29 предложениях повтор слова «не бояться» является способом самовнушения, благодаря которому Тема обретает твердость духа, «выбирается сам и вытаскивает Жучку».

            Таким образом, знание языка и развитая речь необходимы и мастеру слова, и обычному человеку.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ай (05.01.2013)
Просмотров: 22936 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.2/14
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [8]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0