Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Суббота, 15.05.2021, 14:28

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Требования к исследовательской деятельности обучающихся

   Исследовательские проекты учащихся стали самой распространенной формой работы в средней школе. Но несоблюдение некоторых требований в работах районного уровня влечёт за собой разочарование юных исследователей.

         Работу необходимо начать с выбора и формулировки темы. Она не должна быть абстрактной и глобальной. Название должно отражать содержание. Выбранная тема должна быть исследовательской, а не реферативной. Например, выбрана тема «Тематика статей советского и постсоветского периодов на страницах газеты «Алга». Эта тема позволит провести исследование на конкретном материале. Работа с архивными материалами газеты даст богатейший материал, будет представлена вся история страны с 1933 по 2012 год, жанровое своеобразие статей, освещение политических событий в районе, социальной, культурной, духовной, бытовой жизни людей, авторское разнообразие- от спецкоров, внештатных корреспондентов, частных почтовых корреспондентов до профессиональных журналистов и редакторов. Задача исследователя состоит в том, чтобы из всего материала выполнить исследование по узкой теме (объём в 10 печатных листов).

         Объект и предмет исследования. Надо запомнить, что объект шире, чем предмет. Объектом исследования  по данной теме являются материалы районной газеты, а предметом исследования- тематика газетных статей и их сравнительный анализ в советское и постсоветское время страны. Объектом исследования по теме «Обращения в повести Гоголя «Тарас Бульба» является сама повесть, а предметом- обращения в повести.

Необходимо сформулировать цель исследования. Она обычно состоит в изучении определенных явлений, должна соответствовать теме исследования.  Целей много не бывает: проследить по материалам газеты «Алга», к каким темам обращалась газета, чтобы осветить события, связанные с политической, хозяйственной и культурной жизнью жителей района; или найти обращения в повести « Тарас Бульба» и определить их роль в тексте и в нашей речи.

         В исследовании важно выделить гипотезу (предположение).Это позволяет придать работе большой смысл и конкретизировать предмет исследования. Например, предположим, что уместное и правильное использование обращений в речи сделает ее ярче, выразительнее, эмоциональнее. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели- не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать пошагово в изучении темы: изучить теоретические сведения об обращениях, научиться находить обращения в тексте художественного произведения , развить навыки работы со справочным материалом…  

     В работе должна  быть актуальность задач исследования: раскрыть, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Так выбор исследовательской темы может быть продиктован интересом к публицистике, которая отражает злободневные проблемы общества, а обращение к районной газете вызвано желанием узнать, что волновало жителей района полвека назад, какие статьи были характерны для советского периода, насколько тяжело происходила перестройка в жизни и сознании людей.

         Одним из важных составляющих исследовательской работы является выбор методов исследования: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Важно указать практическую значимость работы. Выполненная работа как дополнительный материал может быть использована на уроках рус. языка и лит. Знание правил овладения обращениями позволит обогатить нашу человеческую культуру, сделать общение людей вежливым и доброжелательным.

         Исследование необходимо структурировать, текст должен быть поделен на части : введение: здесь дается обоснование актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста показать суть проблемы, степень разработанности ее в научной литературе. Следует перечислить имена известных ученых, занимавшихся данной проблемой, указать недостаточно освещенные пункты;  основная часть, состоящая из разделов, заключение(тезисно, по порядку излагаются результаты работы, выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в них), список использованной литературы с отражением полных выходных данных книги(использование словаря необходимо при любой исследовательской работе с учащимися, чтобы ученики знали значение всех терминов и понятий, употребленных в тексте), приложения.

         Работа сопровождается презентацией. В тексте работы нужно указывать номера слайдов. Материалы презентации по правилу не должны дублировать материалы приложений. В презентации должно быть показано то, что вы не можете в силу технических причин проиллюстрировать в приложениях: видеозапись интервью или беседы с интересными личностями, кадры, эпизоды из фильмов. В приложении можно представить фотографии, документы, иллюстрации, карточки, таблицы, словари, материалы анкетирования. Приложения необходимо пронумеровать, их количество не входит в объем 10 страниц. То, что не помещается в основную часть, нужно показать в приложении.

         В работе нужно делать ссылки к литературе и источникам с указанием выходных данных. Необходимо научиться различать источники и библиографию.  В библиографии указывается список использованной литературы. В источниках представляют информацию о беседах с изучаемыми и свидетельствующими личностями с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, даты и места беседы, если личность известная, то в источниках указываются материалы о нем, в документах  названия архива, музея,  библиотеки, откуда получен источник.

         К исследовательской работе прилагаются тезисы исследования -один печатный лист. Здесь указывается тема исследования, автор работы, научный руководитель, объект, предмет исследования, актуальность, цели, задачи, гипотеза, практическая значимость, структура работы. Всё это уже не нужно повторять во введении.

Очень трудно найти тему для исследования. Для примера назову несколько тем: Животный мир во фразеологии: сопоставительный аспект(на материале русского и немецкого языков); отражение культуры в пословицах и поговорках английского и русского народов; ошибки в рекламах и объявлениях; компьютерный язык; малый детский фольклор села или деревни; современный семиклассник: попытка речевого портрета; происхождение топонимов Бураевского района; распространенные тюркские фамилии нашего села; русские имена учащихся и учителей школы

         Исследовательские навыки нужны теперь всем: и учителям для организации своих уроков на основе новых государственных стандартов, и ученикам, которым невозможно получить требуемы


й уровень образования без навыков творческой учебной деятельност

Категория: Мои статьи | Добавил: ай (27.08.2012)
Просмотров: 1077 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [8]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0